Материалы по психологии » Проблемы пожилых людей в социальной среде и методы их выявления » Анализ теоретических аспектов проблемы Одиночество как психическое состояние человека

Анализ теоретических аспектов проблемы Одиночество как психическое состояние человека
Страница 1

Научно-технический прогресс, продолжающаяся урбанизация, постоянное увеличение скорости жизни и так далее создают массу благоприятных условий для жизни и деятельности индивида. Но в то же время они вбирают в себя и часть человеческого «Я», превращая человека в робота, машину. Личность при этом становится исполнителем, а не творцом. Пытаясь сохранить свою человеческую сущность, все большее число людей замыкается в себе, и это состояние со временем превращается в одиночество. Таким образом, экономических и социальных благ становится все больше, они проникают в самосознание человека, пытающегося бороться с этим явлением. И как результат противостояния возникает отчуждение, постепенно переходящее в одиночество.

Прежде чем начать анализ одиночества, необходимо рассмотреть различия, существующие между одиночеством и другими эмоциональными формами и состояниями людей.

Прежде всего, одиночество не может быть приравнено к физическому состоянию изолированности человека. В противоположность состоянию изоляции, которое является объективным, внешне обусловленным, одиночество – субъективное внутреннее переживание. Изоляция может содействовать одиночеству, но простое сведение второго к первому игнорирует специфические качества и сложность одиночества. Многие люди испытывают одиночество не в состоянии изоляции, а в каком-либо сообществе, в лоне семьи, среди друзей.

Одна из самых ярких черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя.

Одиночество – ощущение субъективное. Человек может жить в уединении и не ощущать себя одиноким, а может постоянно вращаться в самых разных обществах, быть в центре внимания – и все же чувствовать себя одиноким. Когда же мы ощущаем себя одиноким? Тогда, когда не удовлетворяется наша потребность в эмоциональной связи с другим человеком. Какое – то время нас может устраивать общение, в котором нет этой теплой эмоциональной близости, - часто таким общением довольствуются люди, стремящиеся к внутренней независимости, страшащиеся потерять свою свободу. Страх несвободы может быть вызван прошлым негативным опытом, когда в близких отношениях подавлялась индивидуальность человека, что часто бывает в юности. Став взрослыми, зрелыми людьми, мы можем научиться отстаивать свою индивидуальность и свою свободу в любых отношениях – и таким образом преодолеем страх перед этими отношениями. Осознав, что без этого мы не можем удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей – потребность в эмоциональной связи с другими людьми, мы не можем выйти из одиночества и вступить в эмоциональную близкие отношения с другим человеком, без которых просто не может быть по – настоящему полноценной жизни.

Другими типами общения, как бы ни были они многообразны, не заменить эмоциональную связь с близким. Если есть хотя бы один человек, с которым существует эта эмоциональная связь, - супруг, ребенок, мать или отец, или просто друг, ощущения одиночества, как правило, нет.

В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Часто одиночество – это ощущение, которое проявляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого, или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом, в таких случаях, выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения.

Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, потерянными, ненужными.

Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». С точки зрения личностного ощущения времени, одиночество создает обрывочные, преходящие связи, выражая этим как оторванность от прошлого, так и глубокий провал в будущем. Ломая временные характеристики и делая будущее еще более не определенным, чем обычно, одиночество порождает тревогу и страх.

Таким образом, «одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средства противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека, и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное»[3].

Страницы: 1 2


Коррекционно-развивающая работа по формированию социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В констатирующем эксперименте у детей контрольной и экспериментальной групп были выявлены проблемы в общении со сверстниками, что является важным критерием социальной адаптации ребенка. Для преодоления этих факторов нами разработана следующая последовательность воспитательной работы. 1. "МОИ РОДИТЕЛИ И Я" Игры и проблемные ...

Привычки. Категория привычки в психологии
Человеческая жизнь проявляется в поведении и деятельности. Сложное взаимное переплетение этих форм активности часто приводит к тому, что их трудно бывает вычленить и разграничить. Тем не менее, существенные их различия очень важны. [7, 259] Человеку свойственно рассудочное поведение. Это значит, что его поступки, составляющие характер ...

Роль педагога в развитии самооценки младшего школьника
Педагог, в ходе своей работы на уроке обладает правом оценивать другого эмоционально незрелого человека, что даёт ему ощущение власти и непогрешимости. Взгляд на учителя как на человека, не имеющего права на ошибку, затрудняет профессиональный и личностный рост учителя, ведёт его к эмоциональному сгоранию. Противопоставить этому можно т ...