Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети
в семьях разведенных родителей как объект социальной работыСтраница 1
Влияние развода родителей на процесс социализации детей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей — сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений.
Под социализацией
нами понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. И здесь мы согласны с Э. Гидденсом, считающим, что в ходе социализации как процесса, в результате которого «беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство безопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом: социальное развитие человека фундаментальным образом зависит от наличия длительных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культурах, хотя точная природа социализации и ее последствий в разных культурах варьируется». Для душевного равновесия ребенка необходимо ощущение справедливости и благополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей — это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, необходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей переживает сильный стресс. Только в период с 1990 по 1998 г. более 5 млн детей осталось вследствие расторжения брака родителями в неполной семье.
Развод в семьях с детьми, возможности минимизации его негативных последствий представляют значительный интерес для научно-практического анализа. Основная масса работ отечественных авторов по этой проблеме посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспекта осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются.Системный анализ социологической, психологической, педагогической, юридической, медицинской литературы позволяет выделить два крупных блока отрицательных последствий развода родителей для социализации детей — кратковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обостряющийся перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие развода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспитания и социализации1.
Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологические травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между родителями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь детей в так называемой «распадающейся семье» — чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактически уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ребенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности». Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «конфликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры родителей принимать чью-либо сторону. Существуют вполне достоверные исследования, подтверждающие, что затяжной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между родителями в течение ряда лет.
Особенности волевого развития дошкольника
Под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.
Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие обобщенно характеризуется ...
Виды и роль эмоций в жизни человека
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...
Данные методики Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник
Для того чтобы определить различия в результатах исследования был использован Т-критерий Стьюдента.
Из таблицы 1 видно, что статистически достоверным (р<0,05 ; t=2,124) является различие по шкале склонности к риску, который проявляется в том, что спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта более склонны к отстаиванию своих ...