Материалы по психологии » Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей » Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы

Социальная работа с детьми разведенных родителей в современной России. Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы
Страница 1

Влияние развода родителей на процесс социализации де­тей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авто­ров, разрыв родителей — сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклоне­ний.

Под социализацией

нами понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей сре­дой в процессе усвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализа­ции в том обществе, к которому он принадлежит. И здесь мы согласны с Э. Гидденсом, считающим, что в ходе социализации как процесса, в результате которого «беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство бе­зопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом: социальное развитие че­ловека фундаментальным образом зависит от наличия длитель­ных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культу­рах, хотя точная природа социализации и ее последствий в раз­ных культурах варьируется». Для душевного рав­новесия ребенка необходимо ощущение справедливости и бла­гополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей — это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, не­обходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей пере­живает сильный стресс. Только в период с 1990 по 1998 г. более 5 млн детей осталось вследствие расторжения брака родителями в неполной семье.

Развод в семьях с детьми, возможности минимизации его негативных последствий представляют значительный интерес для научно-практического анализа. Основная масса работ оте­чественных авторов по этой проблеме посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспек­та осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются.Системный анализ социологической, психологической, пе­дагогической, юридической, медицинской литературы позво­ляет выделить два крупных блока отрицательных послед­ствий развода родителей для социализации детей — крат­ковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обо­стряющийся перед разводом, саму бракоразводную процеду­ру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие раз­вода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспи­тания и социализации1.

Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов фор­мирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологи­ческие травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт распада семьи, сколько конфликтные отношения между роди­телями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально про­должительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь де­тей в так называемой «распадающейся семье» — чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактичес­ки уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ре­бенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности». Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «кон­фликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры роди­телей принимать чью-либо сторону. Существуют впол­не достоверные исследования, подтверждающие, что затяж­ной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между роди­телями в течение ряда лет.

Страницы: 1 2


Характеристика основных психологических проблем повышения эффективности профессионализма
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности актуальны для любого времени и любой социально-экономической формации, в кризисный период значимость их ...

Эгоизм, эгоцентризм дошкольника
Обнаружить, что ребенок эгоист, никому не бывает при­ятно. Родители же обычно замечают это последними. Эго­изм не самое прекрасное качество, и, когда речь идет о нас самих, нам еще труднее согласиться или допустить, что наши дети себялюбцы. Иной раз мы даже пытаемся не замечать, что увлечения нашего ребенка какой-нибудь глупостью станов ...

Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении ...