Материалы по психологии » Представление о своей работе у сотрудников исправительной колонии » Теоретические аспекты представлений о работе. Формы проявления психики в трудовой деятельности

Теоретические аспекты представлений о работе. Формы проявления психики в трудовой деятельности

Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни). При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышении в должности целесообразно определить с максимальной достоверностью проявления психических свойств (характер, темперамент) в типичных для данной работы обстоятельствах.

Темперамент – это индивидуально-психологическое свойство человека, определенное основными характеристиками его нервной системы (сила, скорость, возникновение, прекращение и изменение нервных процессов). В условиях, регламентированных дисциплиной, в спокойной обстановке трудно выявить особенности темперамента, однако они ярко проявляются в новых или экстремальных обстоятельствах.

Подчеркнем, что нет как идеально положительного, так и абсолютно плохого темперамента, поскольку тип темперамента не предопределяет социально-нравственную, профессиональную и другие ценности человека как личности. Поэтому важно учитывать как многообразие свойств личности данного человека, так и совокупность требований, предъявляемых профессией (специальностью, должностью) к нему.

Важным психическим свойством личности работника являются способности, формируемые на основе задатков – возможностей развития способностей, обусловленных биологической наследственностью. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее эффективности. Установлено, что способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни человека под влиянием среды и воспитания. Руководитель может составить верное впечатление о профессиональных способностях работника, используя комплекс источников информации – документы, отзывы, собственное мнение, результаты медико-психологической диагностики, результаты труда. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера сотрудника позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер зависит от природных предпосылок развития индивидуальности (задатков, темперамента, типа высшей нервной деятельности), а также от условий социализации человека.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:

- в отношении к другим людям – общительность или замкнутость, экстраверсия – интроверсия, правдивость или лживость, тактичность или грубость;

- в отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность;

- в отношении к себе – скромность, самовлюбленность, самокри-тичность, самоуверенность, гордость, завышенная или заниженная самооценка.

Косвенной причиной многих неприятностей человека на работе являются некоторые специфические психические состояния, такие как усталость, стресс, рассеянность внимания, аффект, страх, любознательность, бодрость, огорчение, апатичность, увлечение, восторг и др. Изучение психических состояний обусловлено тем, что они всегда влияют (положительно или отрицательно) на работоспособность и жизнедеятельность человека. Психические состояния можно классифицировать следующим образом.

1. Познавательные – любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность.

2. Эмоциональные – радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, бодрость, тоска, угнетенность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть.

3. Волевые – активность, пассивность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие.


Экспериментальная часть. Экспериментальное изучение памяти. Цели, гипотезы и задачи исследования основных познавательных процессов (память)
Основная цель моего первого эксперимента выявить преобладающий тип памяти у испытуемых. Как известно каждый человек обладает слуховой, зрительной, двигательной памятью. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет ...

Предмет теории межличностного общения. Определение межличностного общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: в нём у ...

Влияние стресса на человека
Стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. Если в изучении физиологии стресса есть определенные успехи – найдены достаточно надежные физиологические и биохимические индикаторы, детально описана динамика стрессовых изменений, то в исследовании психологических аспектов стресса белы ...