Материалы по психологии » Представление о своей работе у сотрудников исправительной колонии » Теоретические аспекты представлений о работе. Формы проявления психики в трудовой деятельности

Теоретические аспекты представлений о работе. Формы проявления психики в трудовой деятельности

Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни). При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышении в должности целесообразно определить с максимальной достоверностью проявления психических свойств (характер, темперамент) в типичных для данной работы обстоятельствах.

Темперамент – это индивидуально-психологическое свойство человека, определенное основными характеристиками его нервной системы (сила, скорость, возникновение, прекращение и изменение нервных процессов). В условиях, регламентированных дисциплиной, в спокойной обстановке трудно выявить особенности темперамента, однако они ярко проявляются в новых или экстремальных обстоятельствах.

Подчеркнем, что нет как идеально положительного, так и абсолютно плохого темперамента, поскольку тип темперамента не предопределяет социально-нравственную, профессиональную и другие ценности человека как личности. Поэтому важно учитывать как многообразие свойств личности данного человека, так и совокупность требований, предъявляемых профессией (специальностью, должностью) к нему.

Важным психическим свойством личности работника являются способности, формируемые на основе задатков – возможностей развития способностей, обусловленных биологической наследственностью. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее эффективности. Установлено, что способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни человека под влиянием среды и воспитания. Руководитель может составить верное впечатление о профессиональных способностях работника, используя комплекс источников информации – документы, отзывы, собственное мнение, результаты медико-психологической диагностики, результаты труда. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера сотрудника позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер зависит от природных предпосылок развития индивидуальности (задатков, темперамента, типа высшей нервной деятельности), а также от условий социализации человека.

Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:

- в отношении к другим людям – общительность или замкнутость, экстраверсия – интроверсия, правдивость или лживость, тактичность или грубость;

- в отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность;

- в отношении к себе – скромность, самовлюбленность, самокри-тичность, самоуверенность, гордость, завышенная или заниженная самооценка.

Косвенной причиной многих неприятностей человека на работе являются некоторые специфические психические состояния, такие как усталость, стресс, рассеянность внимания, аффект, страх, любознательность, бодрость, огорчение, апатичность, увлечение, восторг и др. Изучение психических состояний обусловлено тем, что они всегда влияют (положительно или отрицательно) на работоспособность и жизнедеятельность человека. Психические состояния можно классифицировать следующим образом.

1. Познавательные – любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность.

2. Эмоциональные – радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, бодрость, тоска, угнетенность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть.

3. Волевые – активность, пассивность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие.


Психологическая характеристика основных когнитивных стилей
В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Прежде всего остановимся на описании тех когнитивных стилей, которые составляют основу феноменологии стилевого подхода. 1. Полезависимость/поленезависимость. 2. Узкий/широкий диапазон эквивалентности. 3. Узос ...

Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности: психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение первого года проводится два раза - на этапе поступления (зачисления) ребенка в школу и в середине пер ...

Эмпирическое исследования познавательной деятельности у людей с различными степенями зависимости. Организация и проведение исследования
Зависимость от Интернета, или компьютерная аддикция - реально существующий феномен. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу следует для начала определить степень зависимости испытуемых, и только затем сравнить схему влияния зависимости на познавательные психические процессы. Следует так же учитывать, что ряд эф ...