Психологическое понимание труда и профессии
Страница 5

- это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает сильную спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно, обосновывается, что и получать он должен намного больше (в десятки раз - пример современной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не только традиционный анализ операционально-технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологического и культурологического анализа;

- это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что "при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию"). В настоящее время в ФРГ на некоторых фирмах не присваивается квалификация ("ключевая квалификация"), если работник не демонстрирует "способность адаптироваться к динамичному производству и к легкому переходу от одного вида труда к другому");

- это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

- это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");

- наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: "Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деятельность "…признается за профессию личным самосознанием данного лица". Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п.

Примечательно, что у американцев различаются понятия "труд", "трудовые занятия" (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственно понятие "профессия" (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Возрастные особенности одарённости
В начальную пору жизни очень быстрое умственное развитие - это все общая возрастная особенность. У каждого ребенка, совершенно беспомощного при рождении, постепенно формируются многочисленные навыки. Сложнейшие свойства ума. Развитие психики идет в таком темпе, с такой интенсивностью, какие будут уже недоступны в последующие годы. При э ...

Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей (до развода, в про­цессе развода и после него.)
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функ ...

Кризис 7 лет
Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно вос ...