Роль активности в развитии ребенкаСтраница 1
Одной из частых причин отрицательного эмоционального состояния ребенка является дефицит сенсорных раздражений и отсутствие условий для двигательной и других форм активности, что крайне необходимо малышу. Неудовлетворение этих потребностей и ведет к возникновению различных отрицательных эмоций, вследствие того что ребенок не получает достаточного количества впечатлений, обеспечивающих активное состояние коры головного мозга и способствующих его психическому развитию. [5]
Потребности – первоисточник психической активности ребенка.
Безусловно, человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности – в пище, питье, тепле и тому подобном, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно этот период - период младенчества - исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. На этом этапе онтогенетического развития формируются те первые социально обусловленные потребности, которые в последствии, претерпев качественные преобразования, будут предопределять не только уровень, но и направленность всей активности человека.
Анализ психологической литературы по рассматриваемой проблематике обнаруживает отсутствие целостной картины понимания природы возникновения социогенных потребностей.
В рамках психоаналитической традиции младенец представляется существом, находящимся во власти инстинктивных влечений своего организма, полностью погруженным в его переживания, и в соответствии с этим эгоизм и самолюбие
ребенка выступают в качестве первичных социальных мотивов человека.
Ребенок начиная с младенческого возраста находится во власти сексуальных влечений, данных в их начальной, т. е. прегениальной, форме, он не нуждается во внешнем мире и не стремится к нему, представляя собой, таким образом, «чистейшее наслаждающееся Я». Только с началом второго месяца
у ребенка возникает определенный интерес к внешнему миру и возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций (Фрейд 3., 1998).
По концепции Ж. Пиаже, первый год жизни
ребенка определяется как период абсолютного эгоцентризма - «солипсизм первого года жизни», в течение которого младенец ограничивается в большей степени удовлетворением простейших жизненных потребностей (Пиаже Ж., 1994).
В противовес этим взглядам выступает Л.С. Выготский, который полагает, что даже самые элементарные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним, и в первую очередь матери. В этом смысле младенец представляет собой «максимально социальное существо», ибо все в его поведении вплетено и воткано в социальное и первый контакт с действительностью оказывается целиком и полностью социально опосредованном (Выготский Л. С., 1984).
Основываясь во многом на позиции Л.С. Выготского, М.И. Лисина называет в качестве ведущего фактора психического развития ребенка потребность в общении, Л.И. Божович - потребность во впечатлениях.
Анализ положений, постулируемых этими исследователями, показывает, что в содержательном плане они во многом сходны и основное их различие состоит в выделении ведущего мотива активности ребенка.
Так, мотив общения у М. И. Лисиной включает в себя три основные потребности:
1) потребность во впечатлениях - познавательные мотивы (взрослый не только представляет собой источник познания о внеситуативных объектах, но выступает партнером по обсуждению причини связей физического мира),
2) потребность в активной деятельности - деловые мотивы (взрослый выступает партнером ребенка по игре, образцом для подражания, экспертом по оценке умений и знаний, помощником, организатором и участником совместной предметной деятельности),
3) потребность в признании и поддержке - личностные мотивы (в процессе общения ребенок рассматривает взрослого как ласкового доброжелателя, который выступает также центральным объектом познания и деятельности).
Ранняя комплексная
помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации
Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
Ранняя комплексная помощь - это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практическ ...
Опросник для диагностики школьной тревожности Филипса
Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (не совпадение с ключом – проявление тревожности). Если несовпадение по всему тесту больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% – о ...
Современные аспекты полоролевых стереотипов и
основные направления их изучения
Экономический рост в Западной и Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу.
Во всех европейских промышленно развитых странах была зафиксирована тенденция к увеличению числа замужних женщин, занятых профессиональным трудом. Как отмечает Р. Зидер, увеличение численности ...