Причины роcта разводов
Страница 1

В СССР в 1966 года новое законодательство облегчило процедуру разводов. С этого времени наблюдался всплеск числа разводов в нашей стране. В 1970-е годы психологи и социологи начали анализировать причины и мотивы разводов. Известный отечественный социолог Н. М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Среди причин роста числа разводов различные авторы выделяют несколько групп факторов:

· Экономические факторы - частота разводов уменьшается в трудные времена и поднимается во времена экономического благополучия. Так, частота разводов в США понижалась в течение Первой мировой войны, повысилась, когда она закончилась, понизилась после краха Фондового рынка 1929 году и была относительно низка в течение Великой депрессии и Второй мировой войны. По окончании войны — рост числа разводов (пик приходится около 1946 года), к 1950-м годам — стабилизация и уменьшение (возможно, влияние поколения, выросшего во времена Великой депрессии).

· Политические факторы - сказываются в том, что в «либеральные» времена и в годы социальных экспериментов количество разводов обычно увеличивается (конец 1960-х и 1970-е годы в США). В более консервативные времена число разводов падает (как это было в США в 1980-е годы).

· Расовые различия - уровень разводов у чернокожего населения США в два раза выше, чем у белых и испано-язычных, — вероятное влияние разницы в социально-экономическом положении.

· Религиозные различия (у католиков уровень разводов ниже, чем у протестантов).

Отечественные психологи выделяют следующие причины разводимости:

· кардинальные изменения в брачно-семейных отношениях

· высокий уровень женской занятости в общественном производстве

· образовательный уровень женщин

· возникновение противоречий между материнскими и производственными функциями женщин

Также можно выделить следующие причины разводов:

· Изменение функций семьи, а именно хозяйственной (экономической) стороны. Женщина может зарабатывать больше чем мужчина и становиться как бы более независимой

· Успехи за равноправие полов (феминизм)

· Отсутствие негативных стереотипов у разведенных

· Освобождение от классовых религиозных и национальных предрассудков

· Изменение темпа и стиля жизни в урбанизированном обществе

· Дифференцированность жизненного цикла

· Рост продолжительности жизни

· Усиление иммиграционных процессов

· Снижение влияния родителей на выбор супруга. Следствием чего является большее количество «ранних», поспешных браков

Исследование личностных особенностей замужних и разведенных, женщин показало, что первые более дружелюбны и менее эгоистичны, более зависимы и склонны к подчинению, менее подозрительны. В то же время их оценки собственной агрессивности и авторитарности превышают в среднем оценки разведенных женщин. Доминирование молодых женщин не связано (статистически) с их удовлетворенностью браком. Наиболее характерной формой поведения в конфликтных ситуациях и для замужних, и для разведенных женщин наймется избегание, далее следуют сотрудничество, компромисс (у разведенных женщин значимо ниже), приспособление и соперничество.

Страницы: 1 2


Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника. Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника
По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребён ...

Возможности определения одарённости
В современных психологических концепциях одарённость рассматривается как целостная система множества различных по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Такое определение одарённости требует комплексного подхода. Этот подход предполагает использование целостной системы качественных и количественных данных о развитии когнит ...

Взаимосвязь одарённости и адаптации человека
По данным многочисленных исследований, дальнейшее развитие одарённых детей может протекать по-разному. Один из наиболее часто встречающихся вариантов - это постепенное выравнивание их со сверстниками по уровню способностей. Поэтому в отношении к одарённым детям нередко проявляется известный скептицизм и осторожность. Известно, например, ...