Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. Традиционная дифференциация половых ролей в семье

Ретроспективный анализ изменения стереотипа внутрисемейных ролей супругов в связи с профессиональной деятельностью. Традиционная дифференциация половых ролей в семье
Страница 1

По древней герметической доктрине, цивилизация, как и все живое, развивается и функционирует согласно семи герметическим законам, один из которых – закон пола. Мужское начало всегда задавало направление, структуру; женское – наполняло энергией, содержанием, смыслом. Мужское начало относится к так называемому объективному разуму, сознательному, добровольному, активному и т.п.; женское – к субъективному, подсознательному, невольному (пассивному). Такой подход, как считали герметики, является основой для объяснения многих процессов, происходящих в мире.

Вся история развития человеческого общества – проявление мужского и женского начал в их единстве, но единстве далеком от истиной гармонии [37, с.17]. Человек полностью ушел в парадигму приоритетности [7, с.15]. В результате, на долгие столетия возобладал мужской принцип организации общества.

Семья как относительно замкнутая малая группа обладает своей социально-психологической структурой межличностных отношений. При их изучении на первый план выступают функционально ролевые связи – следования социально заданным нормам поведения, образцам и ролям, зафиксированным в этой или иной культуре [33, с.69].

В недалеком прошлом главным образом мужчина выполнял наиболее тяжелую физическую работу и нес основную моральную и материальную ответственность за благополучие семьи. Мужчина являлся бесспорной главой семьи. Именно он определял статус семейного союза, устанавливал круг общения семьи, принимал важнейшие решения по всем важным вопросам. За это он освобождался от всех домашних обязанностей [16, с.114].

Патриархальные отношения в семье, т.е. главенство мужа, существовало и на Руси. Причем взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. Так, в литературном памятнике Древней Руси «Домострое» (XVI в) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж – глава, он вправе поучать жену и детей, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.

В XVII - XIX вв. в большинстве семей дети жили в доме до смерти родителей. Роль домохозяйки и матери оставалась до конца жизни, с одной стороны самодостаточной, а с другой – исчерпывающей и изнуряющей.

В ХIХ веке женщины из среднего класса не работали вне дома. Экономические и политические дела входили в обязанности мужчин; домашняя работа была уделом женщин. Семья была своего рода укрытием от стрессов и напряжения повседневной жизни; хорошая жена создавала атмосферу покоя, любви и тепла. Забота о детях стала не просто одной из многих забот, а «священным долгом» и самой главной обязанностью женщины.

Роль женщины определялась на основе следующих убеждений:

женщины наделены особой способностью воспитывать детей (ведь им свойственны нежность и высокие моральные качества);

привязанность к дому защищает женщин от пороков внешнего мира, которому им трудно приспособится, поскольку они слишком ранимы и благородны;

благодаря материнству, воплощенному в воспитании детей, они могут улучшить общество. Это единственный способ женского воздействия на общество.

Барбара Велтер назвала это новое определение роли женщины «культом Истинной Женственности». Подобный «культ» поддерживался в журналах для женщин и религиозных брошюрах.

Следует отметить, что на рубеже ХIX и ХХ вв. даже слабые намеки на необходимость достижения равноправия полов вызывали непонимание, а подчас воинственное неприятие со стороны мужских «интеллектуальных» кругов. В многочисленных работах того времени, посвященных женскому освободительному движению, акцент делался на психофизическом своеобразии полов, иногда доходящих, по мнению С.И. Голода, до абсурда [12, с.14]. Так, например, Прудон писал: «Допуская к исполнению общественных обязанностей женщину, предназначенную природой и супружескими законами к занятиям чисто семейным – мы пятнаем семейную честь, делаем из женщины лицо общественное, провозглашаем смешение полов, общность любви, уничтожение семьи, абсолютизм государства, гражданское рабство и шаткость собственности» [16, с.18].

Страницы: 1 2


Персонологическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как индивидуальность
В центре внимания исследователей персонологической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений занимается ...

Рекомендации
Для повышения сплоченности группы мы рекомендуем использовать Тренинг сплоченности, который поможет создать ситуацию межличностного доверия и понимания между учащимися. Данный тренинг может включать следующие блоки занятий: 1. Знакомство (для более близкого знакомства участников группы, установления новых контактов). 2. Повышение спл ...

Диагностические методы
К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.[2] ...