Определение сознания
Страница 1

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования.

Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии. С. Л. Рубинштейн связывал это с марксизмом. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознания и бессознательного. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева.

В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С. Л. Рубинштейна, Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьева. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Как отметил А. В. Петровский – «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. "Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик". "Сознание есть как бы контакт с самим собой". Сознание есть сознание, но лишь в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом. Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема - предмет конкретно-научного психологического исследования. Элементами сознания, его "клеточками", по Выготскому, являются словесные значения, система, работающая как единое целое. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание.

По Б. Г. Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания - это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным "потоком сознания", переключаемого с одного вида деятельности на другой. "Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире".

Страницы: 1 2


Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии, роль семьи в ее реализации
Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Ранняя комплексная помощь - это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практическ ...

В. Нарушение Навыка и действие его на личность
Введение. За последние годы все более приобретает почву мнение, что многие из болезней, которым подвержена личность, вызываются скорее недостатками и несовершенством со стороны поведения, чем каким-либо пороком в органическом механизме. Как мы уже отмечали, отдельные органы тела, – сердце, легкие, желудок, – могут все функционировать пр ...

История развития и области применения факторного анализа. Краткий очерк истории развития факторного анализа.
Факторный анализ представляет собой ветвь математической статистики. Часто встречающееся ошибочное представление о факторном анализе как о психологической теории имеет свою причину: факторный анализ зародился и всегда интенсивно применялся в психологической науке. Первоначальная цель его состояла в построении математических моделей спос ...