Введение

Подростковый возраст – это особенный период в жизни человека, который сопровождается психологическим кризисом личности. Рассмотрение этого процесса, что такое кризис подросткового возраста, и как он протекает. Родителям, педагогам и самим подросткам важно понимать, что происходит во внутреннем мире человека в период с 13 до 17 лет.[1]

Кризис этого периода имеет два сценария развития: независимый кризис и зависимый. В первом случае кризи имеет такие проявления:

1. Негативное отношение к жизни, пессимизм.

2. Не желание принимать чужую точку зрения.

3. Грубость в общении с окружающими.

4. Протест против привычного расклада жизни.

5. Убеждение в исключительности своих принципов.

6. Отказ от общепринятых норм поведения в обществе, дрескода и прочего.

7. Нежелание пускать старших людей в свой микромир.

8. Стремление занимать отдельное место жительства и не делить его с другими.

Кризис зависимости имеет в некотором роде противоположные проявления. При нем ребенок становится:

1. Слишком послушным и робким в просьбах.

2. Увлекается детскими играми и развлечениями.

3. Во всех своих поступках зависит от взрослых.

4. Никогда не делает ничего самостоятельно.

5. Инфантилен в своих мыслях и действиях.

6. Всегда соглашается с мнением окружающих, не способен отстаивать собственные интересы.

7. Ищет возможность не выделяться в обществе и быть как остальные ровесники. Кризис независимости протекает очень ярко. Родители и педагоги обращают внимание на детей, которые ведут себя неадекватно, и всячески пытаются изменить их поведение. Что касается подростков с кризисом зависимости – их поступки часто воспринимают с радостью, еще бы, ведь ребенок во всем слушается родителей, не перечит и не противостоит их решениям. Но часто люди забывают о том, что в обществе такой подросток является угнетенным и беспомощным человеком. Ему не только сложно привыкнуть к новой среде, он не умеет поступать так, как лучше для его репутации и здоровья. Кризис зависимости приводит к попаданию человека в «плохие компании» и неблагополучные ситуации. По этому стоит помнить, что задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы воспитать самостоятельную и зрелую личность. Но как понять, что кризис личности подросткового возраста уже наступил? Ведь не существует четких возрастных признаков этого явления, выражаться переходной возраст может уже в 13 или после 16 лет.

О наличии кризиса личности говорят такие новообразования:

1. Подросток все чаще проявляет интерес к своему внутреннему миру. Он становится замкнутым и много думает о себе и своей жизни. Он чувствует себя неповторимым и особенным, но, в то же время, постоянно занимается самокритикой. Обратите внимание, что в детстве он интересовался всем, что окружало и встречалось на глаза. Теперь же человека интересует больше всего он сам.

2. Восприятие мира через призму критики – неотъемлемая часть взросления. Все события и факты он поддает собственной критике и требует однозначной оценки: хорошо или плохо?

3. Подросток обратил внимание на свое тело, свой внутренний мир и закономерности жизни. Теперь он требует внимания окружающих. Все должны знать, какой он. Появляется потребность внимания в самовыражении через творчество, общение, одежду. Возникает резкая необходимость быть любимым сверстниками и противоположным полом. В случае ее отсутствия человек чувствует угнетение и печаль.Считается, что кризис подросткового возраста наиболее сложный из всех кризисов в первуй четверти человеческой жизни. Ведь именно сейчас формируется стержень личности, возникают первые убеждения, и формируется четкое мировоззрение. Но для достижения желанного результата человек и его близкие переживают много неприятных и сложных ситуаций, которые заставляют закаляться психику и создаваться мировоззрение.


Факторы становления адекватной самооценки младшего школьника. Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника
По утверждению О.Л. Зверевой, семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности. Воспитание детей – сложное, но в то же время благодарное занятие. Родители должны понимать, насколько велика их роль для успешного развития их ребён ...

Факторы межкультурной адаптации иностранных туристов
Изучение проблем межкультурной адаптации на примере иностранных туристов стало проводится сравнительно недавно. Неудивительно, поэтому, что количество работ, в которых исследуются факторы, благоприятствующие вхождению туристов в иную культуру, или, наоборот, затрудняющие этот процесс, очень ограничено. Авторами выделяются следующие факт ...

Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении ...