Введение

Подростковый возраст – это особенный период в жизни человека, который сопровождается психологическим кризисом личности. Рассмотрение этого процесса, что такое кризис подросткового возраста, и как он протекает. Родителям, педагогам и самим подросткам важно понимать, что происходит во внутреннем мире человека в период с 13 до 17 лет.[1]

Кризис этого периода имеет два сценария развития: независимый кризис и зависимый. В первом случае кризи имеет такие проявления:

1. Негативное отношение к жизни, пессимизм.

2. Не желание принимать чужую точку зрения.

3. Грубость в общении с окружающими.

4. Протест против привычного расклада жизни.

5. Убеждение в исключительности своих принципов.

6. Отказ от общепринятых норм поведения в обществе, дрескода и прочего.

7. Нежелание пускать старших людей в свой микромир.

8. Стремление занимать отдельное место жительства и не делить его с другими.

Кризис зависимости имеет в некотором роде противоположные проявления. При нем ребенок становится:

1. Слишком послушным и робким в просьбах.

2. Увлекается детскими играми и развлечениями.

3. Во всех своих поступках зависит от взрослых.

4. Никогда не делает ничего самостоятельно.

5. Инфантилен в своих мыслях и действиях.

6. Всегда соглашается с мнением окружающих, не способен отстаивать собственные интересы.

7. Ищет возможность не выделяться в обществе и быть как остальные ровесники. Кризис независимости протекает очень ярко. Родители и педагоги обращают внимание на детей, которые ведут себя неадекватно, и всячески пытаются изменить их поведение. Что касается подростков с кризисом зависимости – их поступки часто воспринимают с радостью, еще бы, ведь ребенок во всем слушается родителей, не перечит и не противостоит их решениям. Но часто люди забывают о том, что в обществе такой подросток является угнетенным и беспомощным человеком. Ему не только сложно привыкнуть к новой среде, он не умеет поступать так, как лучше для его репутации и здоровья. Кризис зависимости приводит к попаданию человека в «плохие компании» и неблагополучные ситуации. По этому стоит помнить, что задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы воспитать самостоятельную и зрелую личность. Но как понять, что кризис личности подросткового возраста уже наступил? Ведь не существует четких возрастных признаков этого явления, выражаться переходной возраст может уже в 13 или после 16 лет.

О наличии кризиса личности говорят такие новообразования:

1. Подросток все чаще проявляет интерес к своему внутреннему миру. Он становится замкнутым и много думает о себе и своей жизни. Он чувствует себя неповторимым и особенным, но, в то же время, постоянно занимается самокритикой. Обратите внимание, что в детстве он интересовался всем, что окружало и встречалось на глаза. Теперь же человека интересует больше всего он сам.

2. Восприятие мира через призму критики – неотъемлемая часть взросления. Все события и факты он поддает собственной критике и требует однозначной оценки: хорошо или плохо?

3. Подросток обратил внимание на свое тело, свой внутренний мир и закономерности жизни. Теперь он требует внимания окружающих. Все должны знать, какой он. Появляется потребность внимания в самовыражении через творчество, общение, одежду. Возникает резкая необходимость быть любимым сверстниками и противоположным полом. В случае ее отсутствия человек чувствует угнетение и печаль.Считается, что кризис подросткового возраста наиболее сложный из всех кризисов в первуй четверти человеческой жизни. Ведь именно сейчас формируется стержень личности, возникают первые убеждения, и формируется четкое мировоззрение. Но для достижения желанного результата человек и его близкие переживают много неприятных и сложных ситуаций, которые заставляют закаляться психику и создаваться мировоззрение.


Факторы, влияющие на развитие одаренности
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного ...

Природа и сущность невербального общения
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимотношений, в формах ...

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла[5]
У каждого времени свои неврозы – и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от гл ...