Работа №2 Типы памяти
Задача исследования: выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.
Оснащение опыта: 4 ряда слов, записанных на отдельных карточках.
Каждый ряд состоит из 10 слов, не имеющих эмоциональную окраску. Такие ряды подготавливаются для каждого испытуемого.
Порядок работы: Экспериментатор читает испытуемому вслух 1 ряд слов (интервал между словами 5 секунд). После 10-ти секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут. Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 10-минутный отдых, экспериментатор читает в слух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе, после чего записывает на листике запомнившиеся слова 3-го ряда. Спустя 10 минут, экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывая" в воздухе, затем записывает на листике запомнившееся слова 4-го ряда.
Учет результатов.
1-й испытуемый.
Вид памяти |
Кол-во слов в ряду (а) |
Кол-во удержанных в памяти слов (в) |
Коэффициент памяти в/а |
слуховой |
10 |
6 |
0,6 |
зрительный |
10 |
5 |
0,5 |
Моторно-слуховой |
10 |
5 |
0,5 |
комбинированный |
10 |
8 |
0,8 |
2-й испытуемый.
Вид памяти |
Кол-во слов в ряду (а) |
Кол-во удержанных в памяти слов (в) |
Коэффициент памяти в/а |
Слуховой |
10 |
9 |
0,9 |
Зрительный |
10 |
8 |
0,8 |
Моторно-слуховой |
10 |
7 |
0,7 |
Комбинированный |
10 |
10 |
1,0 |
Анализ результатов:
Следует установить, какой вид памяти доминирует у испытуемого при запоминании эмоционально нейтральных слов.
Попросить испытуемого дать самооценку собственной памяти "хорошей" или "плохой". В последнем случае выяснить у испытуемого, каким способом он обычно пользуется для запоминания материала, и дать ему рекомендации в соответствии с результатами опыта.
1 испытуемый:
У испытуемого доминирует комбинированный вид памяти, при опросе было выяснено, что испытуемый оценивает свою память как "плохую" и при запоминании обычно пользуется слухом.
Рекомендации испытуемому: Испытуемому, рекомендуется применять для запоминания материала и слух, и зрение, а так же моторно-слуховой вид запоминания материала.
2 испытуемый:
Испытуемая оценивает свою память как "хорошую", и при запоминания пользуется ассоциативным способом, а так же слуховым.
У испытуемой доминирует комбинированный вид памяти.
Рекомендации испытуемой: Испытуемой, рекомендуется применять слух и зрение для запоминания материала.
Сравнение испытуемых:
У обоих испытуемых комбинированный вид памяти, это, возможно, вызвано тем, что для обоих испытуемых для запоминания материала требуется, как зрительная, так слуховая и моторно-слуховая память.
О «внутренней совести»
Рассуждения постоянно подводят нас к одной принципиальной мысли: страх как жизненное явление — это одно, наше отношение к нему — совсем другое. В жизни случаются многообразные поражения, крупные и мелкие, есть и страх перед поражениями, с которым приходится жить нам всем, а есть и поражение перед страхом. Наверное, это абсолютное пораже ...
Страх — так ли это плохо?
Страх знаком всем нам. Он «неизбежная составная часть нашей жизни. В новых и новых формах он сопровождает нас от рождения до смерти», — справедливо замечает Фриц Риман1. Как душевный феномен, страх столь же естествен, сколь и явления внешние — дождь, ветер, туман или гроза. И с точки зрения нашей внутренней природы желание «ликвидироват ...
Вербальные и невербальные
средства коммуникации
Вербальная коммуникация.
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мы иметь хорошую дикцию. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то ...