Введение

Формирование коммуникативной компетентности у студентов- психологов является одним из необходимых факторов становления их как профессионалов. Задача вуза – дать студентам правильное представление о коммуникативных свойствах личности, которые необходимы высококвалифицированному специалисту, и за годы обучения сформировать, усовершенствовать эти качества.

Исследованием коммуникативной компетентности занимались Жуков Ю.М., Муравьева О.И., Рогожникова С.М., Макаровская И.В., Колмогорова Н.С., Капустина Е.А. и др. В своих работах авторы дают определение, рассматривают формы проявления коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность психолога рассматривается как составляющая портрета психолога в работах. Алешиной Ю.Б, Абрамовой Г.С., Кочюнас Р. и др. По мнению исследователей коммуникативная компетентность психолога является «сердцевиной профессионализма психолога», потому что общение с людьми составляет сущность профессии психолога [43].

Источниками коммуникативной компетентности являются врожденные особенности личности, воспитание, жизненный опыт, общая эрудиция и специальные методы обучения. Профессиональная коммуникативная компетентность не может быть сформирована стихийно, необходимы специальная работа и психологические условия. Условия и средства развития коммуникативной компетентности встречаются в работах Прозоровой Е.В., Конева Ю.А., Емелина А.И., Алтуниной И.Р., Гусейнова А.Ш. И др. Многие авторы отмечают, что в условиях ВУЗа наилучший обучающий эффект в обучении коммуникативной компетентности дают группы социально- психологического тренинга.

Цель: проследить специфику использования тренинга в развитии коммуникативной компетентности студентов-психологов.

Предмет: социально-психологический тренинг, как средство обучения коммуникативной компетентности.

Объект: коммуникативная компетентность студентов – психологов.

Гипотеза: предположим, что социально-психологический тренинг влияет на уровень коммуникативной компетентности студентов – психологов.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники по проблеме влияния тренинга на развитие коммуникативной компетентности у студентов психологов;

2. Диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у студентов- психологов;

3. Разработать программу и провести тренинг коммуникативных умений;

4. Сравнить показатели уровня коммуникативной компетентности до и после тренинга;

5. Выявить влияние тренинга на изменение уровня коммуникативной компетентности студентов психологов;

6. Выработать рекомендации для студентов — психологов по развитию коммуникативной компетентности.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, проведение тренинга, математическая обработка результатов исследования.

Методики:

1. Тест-опросник КОС

2. Методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК)

3. Тест коммуникативных умений (Автор: Михельсон Л. Перевод и адаптация Гильбуха Ю.З.)

Методическая база исследования. В исследовании принимали участие студенты двух групп второго курса социально- психологического факультета ВГГУ. Общее количество испытуемых 31 чел.

Теоретическая значимость. В теоретической части работы уточнено понятие «коммуникативная компетентность», определена структура коммуникативной компетентности, раскрыта сущность коммуникативной компетентности психологов, как профессионально необходимого качества, в связи с чем раскрыта необходимость развития у студентов - психологов компетентности в общении, представлены особенности тренинговой работы по развитию коммуникативной компетентности.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке будущих психологов, рекомендованы к применению при подготовке будущих педагогов-психологов.

Структура. Дипломная работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретический анализ литературы и описание проведения и анализ результатов экспериментального исследования), заключение, список литературы и приложения. В работе представлено таблиц и рисунков.


Структура Я- концепции
До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры [2, с.64]. На ее вершин ...

Некоторые интересные факты о строении человеческого мозга
Во-первых, известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Известно также, что если произошло повреждение левого полушария, то правая часть всего тела парализуется, а если повреждено правое – парализуется левая часть тела. Другими словами, каждое полушарие контролирует противоположную часть тела. Недавние исследования п ...

Эффективность деятельности как индикатор профессионализма
Истинного профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата. В неблагоприятных условиях для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден п ...