Материалы по психологии » Студенческая группа в зеркале социометрии » Социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе. Описание эксперимента

Социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе. Описание эксперимента
Страница 1

Цель эксперимента: Провести социометрическое исследование структуры отношений в студенческой группе.

Задачи исследования:

1. Определить социометрический статус каждого члена группы.

2. Определить уровень сплоченности членов группы.

Для социометрического исследования структуры отношений в студенческой группе нами была использована специализированная программа «SociometryPro», основанная на социометрической методике.

В исследовании приняли участие 20 студентов второго курса очного отделения. Исследование проводилось при участии штатного психолога университета.

Инструкция студента: «За время общения друг с другом вы, наверное, смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные и деловые отношения, симпатии и антипатии, уважение друг к другу и т.п. С кем-то вам хорошо находиться в одной группе, кто-то вас не очень устраивает и с ним вы хотели бы расстаться. Теперь представьте себе, что ваша группа начинает складываться сначала и каждому из вас представляется возможность вновь по своему желанию определить состав группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги. Его предварительно необходимо подписать, чтобы мы могли судить о том, кто и кого выбирает или отвергает.

Студентам предлагались следующие вопросы:

1. Если бы была необходима работа в паре, с кем Вы предпочли бы работать?

2. Чьё мнение из участников группы для Вас наиболее важно?

3. Кого из Вашей группы Вы пригласите на свой день рождения?

Каждый участник эксперимента фиксировал свои выборы (2 – положительных и 2 – отрицательных) на отдельном листе бумаги. Затем все листы были собраны и выборы студентов занесены в общую таблицу выборов (см. приложение 4).

В нашем исследовании мы вычислили следующие индивидуальные индексы:

а) Вес.

б) Эмоциональная экспансивность.

в) Удовлетворенность.

г) Статус.

Вес определяет, какая часть группы считает i-того клиента значимым при данном критерии.

,

где - число выборов, полученных i-м клиентом, N – число клиентов в группе.

Эмоциональная экспансивность определяет, какая часть группы является значимой для i-того клиента.

,

где - число выборов, сделанных i-м клиентом группы, N – число клиентов в группе.

Удовлетворенность характеризует, какая часть выборов, сделанных i-м клиентом группы является взаимной.

,

где - число взаимных выборов, имеющихся у i-того клиента, Ki – число выборов, сделанных i-м клиентом группы.

Статус характеризует, насколько притягательным является i-ый клиент группы для выбора.

,

где - число положительных выборов у i-того участника, - число отрицательных выборов у i-того участника, N – число клиентов в группе.

Групповые индексы позволяют определить социометрическое состояние группы клиентов, участвующей в исследовании. Мы вычислили следующие групповые индексы:

а) Плотность.

б) Сплоченность.

в) Устойчивость.

г) Напряженность.

Плотность характеризует плотность структуры взаимосвязей группы.

,

где М – число всех сделанных выборов, N – число клиентов в группе.

Сплоченность характеризует силу взаимного притяжения участников группы.

,

где - число положительных выборов у i-того участника, N – число клиентов в группе.

Страницы: 1 2


Социально психологический подход к малым группам
В изучении социальных групп существуют два основных подхода — социологический и социально-психологический. При социологическом основное внимание уделяется выявлению объективного критерия различения групп. Таким критерием считается определенное место, которое занимает группа в системе общественных отношений. Социально-психологический по ...

Дайте определение понятия «педагогический процесс», назовите структуру педагогического процесса.
Педагогический процесс, это процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический про ...

Аутоанализ личного стресса
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. Т.е. как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной пр ...