А.Н. Леонтьев о структуре деятельности
· деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и включает следующие уровни: I – уровень особых деятельностей (или особых видов деятельности); II – уровень действий; III – уровень операций; IV – уровень психофизиологических функций;
· деятельность человека неразрывно связана с его потребностями и мотивами. Потребность
– это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребность человека рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для продолжения жизни его организма и развития его личности. Мотив
– это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив по А.Н. Леонтьеву – это опредмеченная потребность;
· деятельность как целое – это единица жизни человека, активно отвечающая определенному мотиву;
· тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель
– это представляемый им мыслимый результат деятельности;
· действие
как составная часть деятельности отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий;
· деятельность и действие жестко не связаны между собой. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;
· действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления. действия называются операциями. Операции
– это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются. Например: когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию;
· операции бывают двух видов: первые возникают из действия путем их автоматизации, вторые возникают путем адаптации, прилаживания к окружающим условиям, путем непосредственного подражания;
· цель, данная в определенных условиях, в теории деятельности называется задачей
;
· соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности представлено на рис. 1.
Процедура проведения исследования
Опрос супружеских пар проводился на дому, в спокойной, благоприятной обстановке по согласию обоих супругов. Главным условием явился самостоятельный характер выполнения методик – заранее было обсуждено исключение обмена данными между испытуемыми. Также исследование носило конфиденциальный характер. Эти меры были приняты для максимально в ...
Особенности эмоционального развития подростков
Психологическим аспектам становления личности подростка посвящено множество работ. В этом возрасте окончательно формируется интеллектуальный аппарат, что делает возможным осмысленное конструирование своего собственного мировоззрения, индивидуальной системы ценностей и Я-концепции. Образ Я в это время нестабилен, менее позитивен по сравн ...
Средства
формирования социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта. Особенности
коррекционной работы с детьми младшего дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий ...