Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО – 105, форма C)
Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.
16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.
Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл отмечал высокую валидность опросника.
Методика отражает такие факторы, как:
– «А» – сфера общительности в малой группе;
– «В» – степень интеллектуальности;
– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;
– «E» – степень доминантности;
– «F» – степень озабоченности–/беспечности/, возбудимости-невозбудимости;
– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;
– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;
– «I» – мужественность-женственность /жесткость-мягкость/, сензитивность;
– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/;
– «М» – практичность-мечтательность /ориентация на реальную действительность – уровень развития воображения/;
– «N» – прямолинейность-дипломатичность /безискуственность-хитрость/;
– «O» – спокойная адекватность-чувство вины /уверенность в себе-тревожность/;
– «Q1» – консерватизм – радикализм;
– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая самооценка-низкая самооценка/;
– «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль;
– «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение;
Результаты психодиагностики (см. сводную таблицу 1, в приложении 1) были подвержены статистической обработке с помощью многофункциональной компьютерной программы «Statistika 6.0», с использованием следующих методов:
* Описательная характеристика выборки.
* Метод Стьюдента (T‑критерий).
* Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ.
Неврозы детей, причины и следствия
Данный вопрос по своей актуальности также заслуживает внимания родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова [5] к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления к ...
Объясните отличие обучения от воспитания.
Как уже было отмечено выше, эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.
В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколени ...
Г-жа Х. (пример из практики)
Г-жа Х. лечится у нас давно. Я умышленно выбрал случай, где начало болезни со всей очевидностью прослеживается в прошлом, дабы не возникло впечатление, что сказанное в гл. «К вопросу о причине и вине» сводится к отрицанию значения педагогических ошибок — их роль может оказаться решающей. И все же — или именно поэтому — отметим, что нам ...

