Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО – 105, форма C)

Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.

16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.

Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл отмечал высокую валидность опросника.

Методика отражает такие факторы, как:

– «А» – сфера общительности в малой группе;

– «В» – степень интеллектуальности;

– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;

– «E» – степень доминантности;

– «F» – степень озабоченности–/беспечности/, возбудимости-невозбудимости;

– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;

– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;

– «I» – мужественность-женственность /жесткость-мягкость/, сензитивность;

– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/;

– «М» – практичность-мечтательность /ориентация на реальную действительность – уровень развития воображения/;

– «N» – прямолинейность-дипломатичность /безискуственность-хитрость/;

– «O» – спокойная адекватность-чувство вины /уверенность в себе-тревожность/;

– «Q1» – консерватизм – радикализм;

– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая самооценка-низкая самооценка/;

– «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль;

– «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение;

Результаты психодиагностики (см. сводную таблицу 1, в приложении 1) были подвержены статистической обработке с помощью многофункциональной компьютерной программы «Statistika 6.0», с использованием следующих методов:

* Описательная характеристика выборки.

* Метод Стьюдента (T‑критерий).

* Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ.


Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - это воспроизведение раннее усвоенного опыта с формированием на основе субъектно-ориентированной актив ...

Экспериментальные методы
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.[3] Специфика экспериментальных методов, таким образом, состоит в том, что они предполагают: ...

Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие у ...