Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. (16 ФЛО – 105, форма C)
Это одна из наиболее известных методик, созданная в рамках объективного подхода к исследованию личности. Опросник представляет собой систему из 16 шкал, измеряющих различные полярные свойства личности.
16‑факторный опросник был создан Р. Кеттеллом для диагностики взрослых в самых различных ситуациях. Опросник 16 РF предназначен, в первую очередь, для оценивания нормальной личности. Он позволяет подробно описать личностную структуру, вскрыть взаимосвязь отдельных свойств личности, выявить внутриличностные проблемы, найти компенсаторные механизмы для поддержания психического здоровья.
Коэффициент надежности опросника 16 РF, полученный методом расщепления теста на части, находится в пределах 0,71–0,91. Коэффициент ретестовой надежности (через две недели) – 0,56–0,73. Р. Кеттелл отмечал высокую валидность опросника.
Методика отражает такие факторы, как:
– «А» – сфера общительности в малой группе;
– «В» – степень интеллектуальности;
– «C» – степень выраженности силы «Я», эмоциональная неустойчивость, устойчивость;
– «E» – степень доминантности;
– «F» – степень озабоченности–/беспечности/, возбудимости-невозбудимости;
– «G» – выраженность силы «сверх Я», /нормативность поведения/;
– «Н» – социальная активность в обществе в целом /робость-смелость/;
– «I» – мужественность-женственность /жесткость-мягкость/, сензитивность;
– «L» – внутреннее спокойствие-напряженность /доверчивость-подозрительность/;
– «М» – практичность-мечтательность /ориентация на реальную действительность – уровень развития воображения/;
– «N» – прямолинейность-дипломатичность /безискуственность-хитрость/;
– «O» – спокойная адекватность-чувство вины /уверенность в себе-тревожность/;
– «Q1» – консерватизм – радикализм;
– «Q2» – рациональная конформность-неконформизм /высокая самооценка-низкая самооценка/;
– «Q3» – низкий самоконтроль «Я» концепции – высокий самоконтроль;
– «Q4» – низкое рабочее напряжение – высокое рабочее напряжение;
Результаты психодиагностики (см. сводную таблицу 1, в приложении 1) были подвержены статистической обработке с помощью многофункциональной компьютерной программы «Statistika 6.0», с использованием следующих методов:
* Описательная характеристика выборки.
* Метод Стьюдента (T‑критерий).
* Корреляционный анализ Пирсона и факторный анализ.
Клинико-психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушением интеллекта
Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики сегодня являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекци ...
Единство общения и деятельности
Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя с Г. Тардом, он обращал особое внимание не на динам ...
Запоминание иностранных
слов
Для изучения иностранных языков больше всего подойдет способ нахождения слуховой ассоциации. Этот способ состоит в нахождении аналогии в произношении иностранного слова со словом из русского языка.
Например
, английское слово Sleep [сли:'п] спать можно запомнить так: Слип – аются глаза, спать хочется. Или еще одно слово – Sky [ска'й] н ...