Материалы по психологии » Психосоматические аспекты функционирования сердечно-сосудистой системы » Влияние семейных отношений на формирование психосоматических заболеваний сердечно-сосудистой системы. Детские неврозы как предпосылки возникновения психосоматических заболеваний.

Влияние семейных отношений на формирование психосоматических заболеваний сердечно-сосудистой системы. Детские неврозы как предпосылки возникновения психосоматических заболеваний.
Страница 1

Невротические и соматоформные расстройства относятся к одним из наиболее распространенных нервно-психических расстройств. Их возникновение и протекание обусловливается широким кругом биологических, психологических и социальных факторов. Неврозы играют немаловажную роль в возникновении вегетативных расстройств, нарушений сердечной деятельности, дыхания, желудочно-кишечного тракта и т. д.

Роль семьи в этиологии неврозов широко признана. Весьма обширна литература, посвященная значению родительской семьи в возникновении неврозов[1]. Показано, что заболеваемость человека неврозом в немалой степени зависит от условий, в которых он воспитывался, от стиля воспитания. При этом воздействие родительской семьи простирается весьма далеко, проявляясь и в то время, когда индивид уже сформировал собственную семью.

Особенно значимо воздействие на индивида семьи, в которой он проживает (супружеской семьи, взаимоотношений между родителями и детьми, а также между бабушками и дедушками). Весьма показательно в этом отношении широкое эпидемиологическое обследование больных неврозами, проведенное В. Н. Мясищевым и Б. А Карвасарским (1967). По их данным, в 80 % случаев неврозов оказывались нарушенными семейные отношения пациентов.

Неудивительно, что многие семейные психотерапевты, как отечественные, так и зарубежные, значительное внимание уделяют неврозам. Здесь прежде всего следует указать работы В. К. Мягер и Т. М. Мишиной (1979), А. И. Захарова (1982) и др.

Исследователи, занимающиеся проблемой неврозов, также большое внимание уделяют роли семейных факторов в этиологии различных форм неврозов[2]. Особенно показательны в этом отношении данные клинического изучения неврозов с акцентом на изучение семейных взаимоотношений пациента и установление их роли в возникновении заболевания (Свядощ А. М., 1982).

Психическое развитие ребенка происходит наиболее интенсивно в отдельные периоды его жизни. Условно этими периодами считают возраст 2-4 года, 7-8 лет и 12-16-18 лет. В эти периоды или, как их называют, возрастные кризы, дети бывают особенно ранимы, эмоционально неустойчивы и требуют к себе особенно внимательного отношения.

Первый период (2-4 года) характеризуется усиленным ростом тела. Ребенок становится все более ловким и самостоятельным. Нередко родители в силу своей занятости и недостатка терпения подавляют его стремление к самостоятельности (быстрее и проще накормить, одеть ребенка самому). Это вызывает у некоторых детей бурный протест в виде громкого крика. Другие дети смиряются с волей родителей и становятся вялыми, пассивными, безвольными, но начинают действовать исподтишка.

Очень часто родители, знакомя малыша с окружающим миром, перегружают его память сложными названиями, событиями, истощая таким образом еще не созревшую нервную систему. Это, как правило, ведет к нарушению сна, ночным страхам, заиканию. Возраст от 2 до 7 лет является колыбелью неврозов. Отмечаются две основные причины их возникновения: острый неожиданный испуг и длительная конфликтная ситуация в семье.

Если с первой причиной все понятно, то вторая требует разъяснений. Назову лишь наиболее часто встречаемые случаи:

1) Чрезмерно строгое и требовательное воспитание. Жесткой дисциплиной родители пытаются «выковать» сильную личность, «настоящего мужчину». Либо считают, что «по-другому ребенок не понимает». Результатом такого непосильного детским силам напряжения становится психический срыв.

2) Излишняя забота, навязчивая ласка и обременительное внимание к ребенку, как ни парадоксально, приводят к сходным результатам. У ребенка ограничивают растущую потребность в самостоятельности, навязывают ему мнение о своей некомпетентности во всех сферах жизни. «Сильный» ребенок в такой ситуации протестует и борется, «слабый» — ломается.

3) Ссоры и несогласия между родителями. На глазах ребенка рушится весь его мир, когда два самых главных и безгранично любимых человека в его жизни становятся между собой врагами. Все это наносит детской психике удар, с которой она не в силах справиться.

4) Разрушение семьи. Родители заставляют ребенка сделать выбор «между папой и мамой», встать на сторону одного из двух одинаково любимых и необходимых людей и одновременно полностью отречься от другого.

5) Второй брак одного из родителей. Ребенок не может перенести вторжения в его мир «чужого» человека и протестует против навязываемой ему необходимости подчиниться[3].

Внешними признаками неврозов у детей дошкольного возраста являются заикание, нервные тики и истерические реакции. В первом случае ребенок не может произнести слово, лицо его напрягается, мышцы лица подергиваются. Нервные тики — это разнообразные навязчивые часто повторяющиеся движения головой или плечами, моргание, шмыгание носом, покашливание.

Истерические реакции внешне наиболее бурны из всех детских неврозов и направлены на получение желаемого, используя громкий крик и слезы. Впервые такая реакция проявляется как неспособность детской психики справиться с ситуацией отказа. Однако, если родители выполняют требования ребенка, изъявляемые подобным образом, они способствуют закреплению данной реакции и превращают ее в привычку.

Страницы: 1 2


Сознание как био-полевая модель. (О связи сознания с подсознательными функциями.)
Сознание является целенаправленным отражением окружающего мира, возникающем как результат деятельности человека, и включает личный и общественный опыт конкретного индивидуума. Бессознательное или подсознание является более трудным понятием, трактовка которого в истории научной мысли весьма неоднозначна [22;54;56]. Сознание это понятие ф ...

Истоки изучения самоактуализации
У Маслоу изучение самоактуализации не было запланировано как научное исследование, и начиналось оно не как таковое. Все началось с попыток молодого интеллектуала понять двух своих учителей, которыми он восхищался, которых он любил, обожал и которые были прекрасными людьми. Маслоу пытался понять, почему эти два человека, Рут Бенедикт и ...

Данные личностного опросника FPI
Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0, ...