Заключение

Итак, по данным различных авторов от 30% до 50% больных, обратившихся за помощью в поликлиники и стационары с жалобами соматического характера, практически здоровы и нуждаются лишь в известной коррекции эмоционального состояния. Эти больные испытывают множество страданий и болей всякого рода, имеющих психогенную основу. Их жалобы создают впечатление о подлинном соматическом заболевании и делают психовегетативную нестабильность основной причиной диагностических ошибок. В итоге не только пациенты, но и порой их лечащие врачи «путают болезни, угрожающие жизни, со страданиями, несущими горести».

Основная причина этих ошибок - депрессивные и субдепрессивные состояния. Возникающие на их основе висцеровегативные нарушения бесконечны и бессчетны и могут имитировать любое соматическое заболевание. Больные с депрессивно-ипохондрическими расстройствами могут годами принимать сердечные и обезболивающие средства вплоть до наркотиков, их оперируют, проводят бесполезные курсы физиотерапии и санаторно-курортного лечения.

Психосоматическим расстройствам подвержены все возрастные группы, включая детей и подростков, у которых они выражаются чаще всего отдельными реакциями, неотличимыми от невротических[8].

На основе проведенного анализа литературы по теме, мы можем выдвинуть гипотезу о том, что основными психосоматическими аспектами формирования сердечно-сосудистой системы являются:

1) Психосоциальные факторы - войны, катастрофы, национальная и этническая вражда, утрата более высокого социального статуса, поступление в школу и трудности в учебе, пребывание в круглосуточных детских учреждениях, дефекты воспитания и родительский деспотизм, воспитание психически больными родственниками, межличностные конфликты.

2) Психосоматические расстройства возникают не у всех, необходимо наличие «почвы», определенных личностных особенностей (преобладание тревожно-мнительных, истероидных, ипохондрических черт).

3) Наличие так называемого «слабого места» (в данном случае, сердечно-сосудистая система), где и происходят существенные изменения при сложных жизненных ситуациях и соответствующих им переживаниях.

4) У людей, имеющих врожденную отягощенность психосоматическими заболеваниями (хромосомные нарушения и эмбриопатии, родовые травмы, начало заболевания до 3-х лет) в состояниях психического перенапряжения велика вероятность развития данных расстройств.

[1] Карвасарский Б. Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985.

[2] Эйдемиллер Э.Т., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. – С-Пб: «Питер», 2001.

[3] Буянов М. И. Основы психотерапии детей и подростков. - Киев,1990. С. 116.

[4] Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2002. С. 442.

[5] Федотова Е.И. Психосоматические расстройства.//Материалы региональной конференции. – Томск, 2004. С. 153.

[6] Менделевич В.Д. Как предотвратить невроз. – Казань, 1988. С. 344.

[7] Психология. Учебник. /Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2002. С. 443.

[8] Антропов Ю.Ф. Особенности клинических проявлений психосоматических расстройств у детей и подростков. //Педиатрия. – 1996. - N 1. С. 106 - 107.


Адресант Адресат
Р Р В В Д Д Это обстоятельство требует более подробной систематики трансакций. Они подразделяются следующим образом: 7) Взаимодополняющие трансакции Коммуникативный стимул посылается адресантом с позиции Х и принимается адресатом в позиции У; ответный стимул посылается с позиции У для его приема партнером в позиции X. I Иванов. ...

В.М. Бехтерев Психологическое определение личности[60]
Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосредственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каждый из врачей, посвящающих себя изучению д ...

Эксперимент как метод эмпирического исследования
Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. Выд ...