Исследование эмоционального развития подростков. Описание
методик для исследованияСтраница 2
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Инструкция:
«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Тестовые методики
Тест Кеттелла.
Тест Кеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликован впервые в 1049 и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются популярным средством экспресс- диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально – психологических особенностей человека.
Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов- мотивов, потребностей, интересов, ценностей- требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуаций.
Опросник содержит следующие шкалы:
- «замкнутость- общительность»
- «интеллект»
- эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»
- «подчиненность- доминантность»
- «сдержанность- экспрессивность»
- «подверженность чувствам- высокая нормативность поведения»
- «робость- смелость»
- жесткость- чувствительность»
- «доверчивость- подозрительность»
- «практичность- развитое воображение»
- «прямолинейность- дипломатичность»
- «уверенность в себе- тревожность»
- «консерватизм- радикализм»
- «конформизм- нонконформизм»
-«низкий самоконтроль- высокий самоконтроль»
- «расслабленность- напряженность»
- «адекватность самооценки».
Следующий тест- Опросник САН
(самочувствие, активность, настроение).
Цель данной методики – оперативная оценка настроения, активности и самочувствия.
Опросник состоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристики включают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных от положительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемый отмечает выраженность того или иного качества.
Опросник «Басса- Дарки».
Агрессивные проявления разделяют на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, как самоценность, второй- инструментальная, как средство. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является Опросник Басса- Дарки.
Опросник выявляет следующие формы агрессивных реакций:
- Физическая агрессия ( нападение)- использование физической силы против другого лица.
- Косвенная агрессия- окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
- Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
- Негативизм- оппозиционная марена в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
- Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.
- Подозрительность- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
- Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( проклятия, угрозы).
Биография
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городе Фрайберге, Моравия (ныне Пршибор на территории современной Чехии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену, где будущий ученый прожил около 80 лет.
В большой семье было 8 детей, но тольк ...
Значение учителей и родителей в адаптации детей к
школе
О том, что начало обучения в школе - один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все родители. Но что это значит?
Вот типичные ответы: "Новый коллектив", "Новые занятия", "Учительница", "Новые обязанности", "Много новых впечатлений". И лишь некоторые говорят: "Большие н ...
Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Естественно, возникает вопрос: что же затрудняет, а что, напротив, облегчает детям адаптацию к школе?
Как уже было сказано, одной из причин затрудненной адаптации многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостат ...