Материалы по психологии » Особенности эмоционального развития в подростковом возрасте » Исследование эмоционального развития подростков. Описание методик для исследования

Исследование эмоционального развития подростков. Описание методик для исследования
Страница 2

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования. Инструкция:

«Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».

Тестовые методики

Тест Кеттелла.

Тест Кеттелла относится к многофакторным личностным опросникам. Был опубликован впервые в 1049 и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Тест универсален практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

В настоящее время различные формы 16PF опросника являются популярным средством экспресс- диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально – психологических особенностей человека.

Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов- мотивов, потребностей, интересов, ценностей- требует применения других методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, т.к. реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуаций.

Опросник содержит следующие шкалы:

- «замкнутость- общительность»

- «интеллект»

- эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость»

- «подчиненность- доминантность»

- «сдержанность- экспрессивность»

- «подверженность чувствам- высокая нормативность поведения»

- «робость- смелость»

- жесткость- чувствительность»

- «доверчивость- подозрительность»

- «практичность- развитое воображение»

- «прямолинейность- дипломатичность»

- «уверенность в себе- тревожность»

- «консерватизм- радикализм»

- «конформизм- нонконформизм»

-«низкий самоконтроль- высокий самоконтроль»

- «расслабленность- напряженность»

- «адекватность самооценки».

Следующий тест- Опросник САН

(самочувствие, активность, настроение).

Цель данной методики – оперативная оценка настроения, активности и самочувствия.

Опросник состоит из 30 парных слов, характеризующих состояние человека. Характеристики включают противоположные качества- от менее выраженных до ярко выраженных от положительных до отрицательных. Каждая пара состоит из шкалы, где испытуемый отмечает выраженность того или иного качества.

Опросник «Басса- Дарки».

Агрессивные проявления разделяют на два основных типа: первый- мотивационная агрессия, как самоценность, второй- инструментальная, как средство. Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большей степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является Опросник Басса- Дарки.

Опросник выявляет следующие формы агрессивных реакций:

- Физическая агрессия ( нападение)- использование физической силы против другого лица.

- Косвенная агрессия- окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

- Раздражение- готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

- Негативизм- оппозиционная марена в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

- Обида- зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия.

- Подозрительность- в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

- Вербальная агрессия- выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов ( проклятия, угрозы).

Страницы: 1 2 3


Необходимость развития коммуникативной компетентности студентов-психологов
Рубцов В.В., Маргалис А.А. проанализировали особенности факторов, влияющих на профессиональное становление студентов-психологов во время обучения в ВУЗе. На первом курсе наиболее существенным фактором является процесс адаптации к условиям обучения и жизни в вузе, выработка привычки заниматься науками по собственным побуждениям, а не по ...

Выводы по теоретической части исследования
Таким образом, можно сказать, что формирование внутренней картины болезни зависит от всех сфер систем, как внутренних, так и внешних, в которых находится человек. Состоит из разных уровней и имеет причинные проявления, среди которых особое место уделяется эмоциональному уровню и его проявлениям. При возникновении заболевания происходит ...

Данные методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта
При обработке методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта, были получены достоверные различия по шкале «склонности к риску» (р<0,05 ; t=2,101), что говорит о высокой готовности к риску сопровождающейся низкой мотивацией к избеганию неудач (Таблица 3). Таблица 3. Средние значения по методике Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта ...