Психоанализ о личности » Классификация теорий личности

Классификация теорий личности

В современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не только/не всегда на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, что есть человек. Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии), и только взятые в совокупности они способны объяснить(и лишь изредка предсказать) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации, или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из образа человека нуждающегося, созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа человека самореализующегося и положений гуманистической психологии, в третьей окажется необходимым использовать представления о человеке активном (деятельный подход).

Одним из возможных критериев классификации теорий является следующая альтернатива: представляется ли человек системой, стремящейся к гомеостазу(равновесию), или системой, стремящейся к гетеростазу (нарушению равновесия, нарастанию неопределенности).

Другим критерием являются допущения авторов о природе человека. По этому критерию можно указать следующие позиции ученых:

· Человек от природы плох и одержим примитивными импульсами. Конфликт между ним и обществом неизбежен. В интересах всех, чтобы общество победило эгоистическое начало в человеке.

· Человек от природы хорош, а общество искажает его позитивную, естественную сущность. Неизбежен конфликт между хорошим человеком и плохим обществом.

· Человек по природе неоднозначен. Социальная среда может только способствовать развитию хорошего и подавлению плохого в человеке, и наоборот. Конфликт человека и общества не является неизбежным и не носит тотального характера.

· Человек по природе нейтрален. Социум формирует его по своим законам и подобию. Конфликт отсутствует.

Т.о. теории личности можно разделить на 4 основных типа:

1. Гомеостатические с ориентацией на конфликт

2. Гомеостатические с ориентацией на согласие.

3. Гетеростатические с ориентацией на конфликт.

4. Гетеростатические с ориентацией на согласие.

Гомеостатические теории с ориентацией на конфликт предполагают, что наличие конфликта является бременем человека, который безуспешно пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия.

Примером такой трактовки является теория З.Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с природной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики в развитии личности.


Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Проблемное обучение - особый тип обучения, в процессе которого учащиеся усваивают знания и учатся их применять не только в сходных ситуациях, не только в более или менее видоизмененных условиях, но и используют знания для самостоятельного познания нового, для творческого труда в любой сфере деятельности. Психологи считают, что в проблем ...

Позы и жесты
Установку и чувства человека можно определить по моторике, т.е. по тому, как он стоит или сидит, по его жестам и движениям. Когда говорящий наклоняется к нам во время разговора, мы воспринимаем это как любезность, видимо, потому, что такая поза говорит о внимании. Мы чувствуем себя менее удобно с теми, кто в разговоре с нами откидывает ...

Индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана)
Первоначально Дж. Каган изучал индивидуальные различия в процессах категоризации объектов с помощью двух методических процедур. Так, детям предъявлялись изображения трех хорошо знакомых предметов, из которых надо было отобрать два, сходных между собой. Кроме того, использовалась методика сортировки изображений людей. Изучение оснований ...