Введение

Практическая правоохранительная и правоприменительная деятельность имеет ряд специфических особенностей по сравнению с научной деятельностью и теоретическим познанием в юридической психологии.

Если научные исследования имеют целью получение нового знания, то практическое познание с помощью психологических методов имеет целью обеспечить практику знанием психологии личности правонарушителя, преступника, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, психологической стороны правомерной или противоправной деятельности. От полноты и правдивости изучения интересующей нас личности зависит не только тактика оперативных, следственных или судебных действий, но и установлении истины по уголовному делу в целом, возможность исправления и перевоспитания преступника, предупреждение правонарушений.

С необходимостью изучения конкретной личности юристам приходится сталкиваться всегда при решении самых различных вопросов. Это позволяет им в целом понимать возможности, поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на конкретного человека и т.д. В деятельности психолога важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действий, но и более стойкие, более глубокие психологические свойства личности, что должно давать ему возможность прогнозировать отношение к процессу расследования, отдельным действиям. В юридической психологии изучение личности рассматривается как необходимое условие последующего воздействия на нее для осуществления целей предварительного расследования и правосудия. Для того, чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, необходимо прежде всего изучить эту конкретную личность и знать все ее особенности. Изучение личности обвиняемого в суде помогает решению тех же вопросов, которые возникают на предварительном следствии, но кроме того, суду необходимо еще решить вопрос о мере наказания, о необходимости изоляции от общества, определении режима и т.д. Суды возвращаются к изучению личности и при решении вопроса об освобождении от наказания, досрочном освобождении, снижении наказания и т.д.

В настоящее время закон прямо обязывает суд, следователей, прокурора, адвоката по каждому делу устанавливать не только наличие состава преступления, лиц, совершивших противоправные действия, но также причины и условия, способствовавшие их совершению. Эти причины и условия никогда не могут быть полностью вскрыты без учета психических особенностей субъекта, совершившего преступление, без выяснения условий формирования его личности. Чтобы установить связь между условиями жизни и совершенным преступлением, необходимо, опять же, тщательное изучение всех качеств личности, совершившей преступление.

Тщательное изучение личности осужденного проводится и в местах лишения свободы. Администрации необходимо определить пути перевоспитания осужденного, а для этой цели тщательно изучается его личность. В процессе перевоспитания изучение личности продолжается. Оно дает возможность выяснить, изменилось ли поведение осужденного, связано ли это изменение поведения с изменением его отношения к определенным фактам, какие меры именно привели к изменению личности, какие результаты от применяемых мер воздействия имеют место, какие изменения необходимо внести в процесс перевоспитания. Без постоянной постановки этих вопросов перевоспитание личности невозможно, а поэтому постоянным является и процесс изучения этой личности.


Данные корреляционного анализа показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности»
На следующем этапе анализа и интерпретации, полученных данных эмпирического исследования с целью выявления взаимосвязи уровня маскулинности, склонности к риску, экстраверсии и стрессоустойчивости был проведен корреляционный анализ. ...

Описание результатов исследования.
Описание результатов анкетирования. Таблица № 1. Наименование Экспер.группа - 11 чел. Контр.группа - 19 чел. В свободное время предпочитают Ответы % Ответы % Смотреть телевизор 8 33,33 10 24,39 Смотреть видео 1 4,17 Встречаться с друз. 5 20,83 12 29,27 ...

Методологические основы исследования влияния личностных особенностей на выбор вида спорта. Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
Целью настоящей работы является исследование влияния особенностей личности на выбор экстремального вида спорта. Гипотеза исследования: выраженность таких особенностей личности как : экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости способны повлиять на выбор экстремального вида спорта. В соответствии с це ...