Материалы по психологии » Значение игровой деятельности в развитии речи детей » Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи.

Виды связной речи. Пересказ – важное средство развития связной речи.

Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.

Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является средством общения (коммуникативная функция) и средством обозначения (сигнификативная функция).

Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь) всегда преобладает над активной (экспрессивной) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточно ярко.

Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю (устную и письменную) и речь внутреннюю.

Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи, протекающей в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками, либо человек ставит вопрос и отвечает на него, высказывает замечания, одобрения или возражения.

Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная направленность ее к реальному или воображаемому слушателю.

Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на слушателя. По сравнению с диалогической речью, монологическая - более сложная и трудная форма речи. Монологическая речь не имеет прямой и активной поддержки со стороны слушателя, а поэтому монологическое выступление требует предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов,

Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Многие психологи выделяют такие работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:

Рассказывание.

1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

2. Рассказывание по картине,

3. Рассказывание на тему из личного опыта.

4. Рассказывание по предложенным сюжетам.

Пересказ

.

1. Частичный

2. Подробный.

Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения. Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программе детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. При этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи детей.

Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли с другой предложениями, выражающими различные временные и причинные отношения.


В. Нарушение Навыка и действие его на личность
Введение. За последние годы все более приобретает почву мнение, что многие из болезней, которым подвержена личность, вызываются скорее недостатками и несовершенством со стороны поведения, чем каким-либо пороком в органическом механизме. Как мы уже отмечали, отдельные органы тела, – сердце, легкие, желудок, – могут все функционировать пр ...

Функции эмоций
Для того, чтобы понять какую роль эмоции играют в нашей жизни, необходимо вначале рассмотреть основные функции эмоций. Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую же роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключатель ...

Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическое обследование проводилось индивидуально. Испытуемым предлагалось заполнить бланк опросника Шкалы избегания опасности, содержащей 35 вопросов. Полученные результаты представлены ниже: 1. Анна Никитична, 63 года. Количество баллов по шкалам: "Антиципирующая тревога - оптимизм" – 8 баллов. "Страх неопреде ...