Факторы влияющие на одарённость. Становление личности
одарённого ребёнкаСтраница 1
Личность - сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различных факторов: биологических, социальных, когнитивных и других.
Личность является предметом изучения многих психологических исследований. Пути ее формирования, в течение жизни человека, изучались многими авторами в отечественной психологии (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский, А.В.Захарова, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин и др.).
Часто в различных трудах психологов проходит мысль о том, что личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие других психологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, что одарённость может существенно повлиять на становление личности. Автор концепции творческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать «одарённость как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и в искусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и к самовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личности не только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством» /15, с. 158/.
От уровня развития и сформированности личности зависит эволюция одарённости. Известный в психологии факт утраты ярких способностей к моменту взросления учёные связывают и с особенностями личностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогические воздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторы подчеркивают, что для становления одарённой и талантливой личности необходимо одобрительное отношение к ней со стороны социума.
Психологи, изучающие одарённых и талантливых детей, отмечают, что одарённые часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одарённый ребенок нередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в среде сверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств и свойств.
Роль личности в становлении и развитии одарённости велика. Одарённость вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность (Дж.Галахер, П.Кляйн, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич).
В психологии одарённости признается тот факт, что одарённые дети и подростки имеют особенности личностного развития. Психологи обращают внимание на то, что становление личности одарённого ребенка имеет определённые возрастные тенденции и нередко проходит неоднозначно и болезненно.
Дж.Фримэн, английская исследовательница одаренных детей, утверждает, что проявления одаренности связаны с качествами и свойствами личности. Анализируя в своей статье «Обзор современных представлений о развитии способностей» состояние науки в области психологии одаренности, выделяет некоторые личностные особенности одарённых детей Девочки часто недооценивают свои способности. Они имеют равновысокий интеллектуальный и творческий потенциал с мальчиками, но отличаются от них в социально-эмоциональном плане. Они сильнее подвержены депрессивным настроениям.
Выводы
1. Экстремальный спорт неразрывно связан с риском. Объясняется это большой физической активностью спортсмена и как следствие высокая возможность получения травм и причинения ущерба здоровью.
2. Экстраверсия одинаково выражена у представителей обоих групп, что позволяет говорить о том, что она не влияет на выбор вида спорта.
3. Маскули ...
Организационно-культурный подход к подготовке менеджеров
В современной России развитие физической культуры и спорта (ФКС) является одним из приоритетных направлений государственной политики. В связи с этим, актуальной становится задача подготовки высококвалифицированных управленческих кадров сферы ФКС, обладающих психологической готовностью эффективно осуществлять профессиональную деятельност ...
Физиологические основы процессов взросления. Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст – время изменений и в жизни и в организме человека. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это фаза-период онто ...

