Факторы влияющие на одарённость. Становление личности
одарённого ребёнкаСтраница 2
Дж.Фримэн отмечает, что исследования представителей творческих профессий показали, что при достижении высокого уровня специализации личностные характеристики, такие как независимость, вносят больший вклад в получение еще более значимых результатов, чем интеллектуальные факторы.
В случае если в процессе обучения способных детей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникают эмоциональные проблемы. Часть детей может начать игнорировать обучение, проявляя при этом уверенность в своих силах. Другая часть постепенно теряет интерес к обучению, исчезает мотивация деятельности, появляется эмоциональное неблагополучие, возможна заниженная самооценка.
В отечественной психологии изучение одарённости сопряжено и с исследованием личности ребенка. Н.С.Лейтес считает, что потенциал ребенка зависит не только от умственных данных, но и от свойств его личности. Он предполагает, что незаурядность ума сама влияет на формирование черт личности. Быстрый темп умственного развития часто неодинаково затрагивает как разные стороны интеллекта, так и черты личности. Возрастание зрелости в одних отношениях может сочетаться с сохранением инфантильности в других /10, с. 28/.
Нередко особенности одарённого ребенка социумом воспринимается как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности. Эти особенности следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе /10, с. 410/.
Способные дети часто не распознаются взрослыми, т.к. оценивается, прежде всего, успеваемость и успешность обучения в школе. ''Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Они могут обвинять себя, воспринимая свои особенности как аномалию, могут начать сознательно скрывать свои достижения и тем самым маскировать свои способности и переходить в достаточно обширную категорию одарённости, которую обозначают как «недостиженцев» /4, с. 41/.
Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию - удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одарённых детей данная потребность становится ненасыщаемой. Для них нет предела в познании.
Психологи особо подчеркивают факт влияния мнения окружающих на процесс становления самооценки ребёнка. Под воздействием оценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определённым образом относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь, учебной), к самому себе как личности.
Итак, современные исследователи считают особенности личностного развития способных детей одним из факторов становления одарённости. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одарённого ребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство в достижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора. Учёные отмечают, что проявление тех или иных черт личности может быть обусловлено видом одарённости.
Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье. Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка.
В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменная играет решающую роль в овладении ...
Основные теории изучение воображения
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся че ...
Проблема эмоционального развития в подростковом возрасте. Эмоции:
понятие, функции и значимость в развитии личности
В современной психологии предлагается множество самых разнообразных определений понятия «эмоции». Эмоциями как правило называют такие явления душевной жизни, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окружающей действительности. В переводе с латинского языка emotio- означает «волную», «потрясаю». Наряду с ними выделя ...