Основные этапы профессионализации личности
Страница 1

Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Независимо от уровня обобщенности единиц анализа каждая из них характеризуется конкретной ситуацией профессионального развития; конкретным новообразованием личности, которое является результатом профессиональной активности, адекватной содержанию ситуации развития; конкретной системой профессионально важных и значимых качеств, которые необходимы для реализации данной активности.

Этапы профессионализации отражают разные особенности деятельности, сопровождаются различными требованиями к субъекту. Для выполнения профессиональных задач на каждом из этих этапов активность личности сопряжена с реализацией функций вполне определенных совокупностей личностных свойств, которые могут различаться между собой по их составу, степени значимости и интенсивности "загрузки".

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своем профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы. Воспользуемся одним из вариантов, предложенных Е.А. Климовым: оптант - фаза выбора профессии; адепт - человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её; адаптант - привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы; интернал - опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями; мастер, авторитет, наставник [6].

Левитан К.М. выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности учителя; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности учителя с целью ее полной самореализации в педагогической деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности педагога-профессионала[7].

Кудрявцев Т.В.,[8] Зеер Т.В. выделяют четыре стадии профессионального становления личности учителя:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

2. Профессиональная подготовка: освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонности и интересы к будущей профессии. Вторая стадия - это прежде всего обучение в ВУЗе. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессионально-педагогическая направленность, педагогическое умение и способности, профессионально-этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к педагогической деятельности.

3. Профессионализация: вхождение (адаптация) и освоение профессии, профессиональное самоопределение приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

4. Мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности. По мере овладения педагогическим мастерством все большую привлекательность приобретает сама деятельность. Удовлетворение приносит сам процесс обучения учащихся, общение с ними. Педагогическая деятельность становится потребностью личности. Мастерство означает, что профессиональное становление личности состоялось.

Страницы: 1 2 3


Специальные системы запоминания
Кроме естественных способов запоминания в настоящее время разработаны специальные системы для развития памяти. Эти приемы раньше описывались как трюки, но теперь психологами установлено, что они способны помочь человеку улучшить способность запоминать и вспоминать события. Эти системы основаны на двух правилах: 1. Привязывание – необх ...

Психологические особенности девушек с разными темпами пубертата
Влияние темпа созревания на девочек изучено хуже, оно более противоречиво. Раннее физическое развитие имеет для девочек несколько иные последствия, чем для мальчика. Мальчику всегда желательно быть больше и сильнее сверстников, так как это повышает его престиж, позволяет вступить в круг старших ребят и уравнивает его по физическому разв ...

Показатели эксперимента
Проведя необходимые вычисления, мы получили следующий результат (см. приложение 5). Групповые индексы группы клиентов для положительных выборов Плотность Сплоченность Устойчивость Напряженность 0,105 0,126 1,5 0,0842 Групповые индексы группы клиентов для отрицательных выборов Плотность Сплоченность ...