Материалы по психологии » Проблемы коррекции психики детей, переживших развод родителей » Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей (до развода, в про­цессе развода и после него.)

Влияние психологического климата семьи на формирование психики детей (до развода, в про­цессе развода и после него.)
Страница 4

Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных, значимых для индивида, чем объясняется их ведущая роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений.

Ведущая роль семьи в возникновении патогенных ситуаций психотравмирующих переживаний определяется рядом обстоятельств:

1.Ведущей ролью семейных отношений в системе взаимоотношений личности. Семья, на ранних, наиболее важных для дальнейшего развития этапах жизни индивида является единственной, а позднее одной из наиболее важных социальных групп, в которые он включен. События в семье в гораздо большей степени «принимаются близко к сердцу», чем аналогичные события в сфере трудовой деятельности, соседских отношений и т.д.

2.Многосторонностью семейных отношений и их зависимостью друг от друга. Сферы домашнего хозяйства, досуга, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений теснейшим образом взаимосвязаны, и попытка внести в любую из них более или менее значительные изменения вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности от семейной травмы труднее уйти – у члена семьи при попытке избежать травматизации возникает больше сложностей.

3.Особой открытостью и, следовательно, уязвимостью члена семьи по отношению к различным внутрисемейным влияниям, в том числе и травматизирующих. В семье индивид более доступен воздействию со стороны других членов семьи; слабости и недостатки его проявляются более явно.

Среди многочисленных семейно-обусловленных травмирующих состояний особенно важную роль играют четыре вида: состояние глобальной семейной неудовлетворенность, «семейная тревога», семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение, чувство вины.

Охарактеризуем эти состояния.

1. Состояние глобальной семейной неудовлетворенности.

Патогенная ситуация, обуславливающая возникновение данного переживания, – резкое расхождение между реальной жизнью семьи и ожиданиями индивида. Характер травмирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния.

В случае осознанной неудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, что семейные отношения его не удовлетворяют. Здесь имеет место глобальный характер неудовлетворенности – семейная жизнь не соответствует даже самым минимальным требованиям: «Мне очень не повезло с семьей», «Мы ошибались, нам не бывает хорошо друг с другом». Как правило, правило упоминается какое-то весьма важное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающее немедленно разойтись (чаще всего – дети или жилищно-бытовые трудности, которые возникают при разводе). Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождается конфликтом между супругами.

Иначе проявляется плохо осознаваемая неудовлетворенность («тлеющая»). Супругом выражается относительная неудовлетворенность: «Живем нормально», «Не хуже, чем другие люди». Неудовлетворенность выявляется косвенным путем. Во-первых, через выражение чувств и состояний, граничащих с прямой неудовлетворенностью: монотонность, скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о времени до брака. Основным мотивом поведения в семье выступает необходимость: «Делаешь то, что нужно» и т.п. Во-вторых, неудовлетворенность проявляется в многочисленных жалобах на различные частные стороны семейной жизни: жилье, здоровье, успеваемость и поведение детей, проведение свободного времени и т.д. В-третьих, «тлеющая неудовлетворенность» проявляется в ряде специфических феноменов, наблюдаемых в жизни такой семьи. Прежде всего, это явление, которое уместно было бы назвать феноменом «капли дегтя». Речь идет о какой-то, в большинстве случаев объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до таких размеров, что способна серьезно снизить удовлетворенность супругов семейными взаимоотношениями (взаимоотношения с кем-либо из родственников, проживающих отдельно и т.п.).

Другой специфический феномен, наблюдаемый в случае «тлеющей неудовлетворенности», – нарастание фрустрации одного или обоих супругов: они сообщают о том, что оба (или один из них) стали «нервными», при этом ими же указывается на какие-то, на их взгляд, объективные причины этого явления (беременность, различного рода трудности, встречающиеся в повседневной жизни).

Особенно наглядно «тлеющей неудовлетворенность» проявляется через эмоциональные взрывы в семьях такого типа и нередко приводящие к разрушению семьи, а также в ситуациях, когда один из супругов, столкнувшись с возможностью заново организовать свою семейную жизнь (например, в повторном браке), совершенно неожиданно для себя открывает, вопреки прежним своим представлениям, что в действительность все время был несчастлив и что он, оказывается, «может быть по-настоящему счастлив».

2. Семейная тревога.

Под «семейной тревогой» понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи. Нередко плохо осознаваемые и локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнения, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи – здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. В основе «семейной тревоги», как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни: неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Личностные особенности учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья
Задачу исследования по выявлению личностных особенностей учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, мы будем решать по такому же алгоритму, как и в предыдущей выборке подростков. Рассмотрим коэффициенты корреляции, полученные в этой выборке учащихся (см. таблицу 3.10.). Таблица 3.10. Корреляционные взаимосвязи между ...

Обзор авторских программ раннего развития и план (проект) для родителей по семейному (домашнему) развитию ребенка раннего возраста. Обзор авторских программ раннего развития
Для развития ребенка в раннем возрасте существуют авторские программы. Некоторые из них широко известны а некоторые нет. • Методика Никитиных Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) и Леной Алексеевной (р.1930) Никитиными, родителями семерых детей из по ...

Общие сведения о детях с замедленным психическим развитием (ЗПР).
Задержанное психическое развитие - замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается ...