Материалы по психологии » Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности » Эффективность деятельности как индикатор профессионализма

Эффективность деятельности как индикатор профессионализма

Истинного профессионала характеризуют высокая результативность и эффективность труда, и эти показатели профессионал устойчиво демонстрирует в самых разнообразных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно затрудняют достижение результата.

В неблагоприятных условиях для успешного выполнения поставленной задачи человек вынужден прибегать к использованию дополнительных ресурсов, прежде всего внутренних, которые используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Соответственно, возрастает "цена" деятельности (затратная сторона), проявляющаяся в повышенной мобилизации сил организма, психической напряженности и др.

Таким образом, человек вынужден мобилизовать свой адаптивный потенциал для выполнения профессиональной задачи в неблагоприятных условиях.

Адаптивный потенциал человека (как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности) - это его интегральная способность противостоять негативным воздействиям среды. Профессионал способен также активно противостоять "дезадаптивным" воздействиям (проявляющихся в различных видах нагрузки).

Результатом профессиональной адаптации является сложившийся у человека конструктивный индивидуальный стиль, обеспечивающий высокую эффективность его деятельности, а также сформированные умения продуктивно использовать свои внутренние ресурсы для решения задач деятельности. Важнейшим признаком, характеризующим результат профессиональной адаптации, является достижение человеком высоких показателей эффективности деятельности.

Целесообразно выделять три вида критериев эффективности: экономические, социальные и психологические. Экономическая эффективность деятельности персонала определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата, связанного с выполнением миссии организации. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата к социальным издержкам этой части общества. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности работника и "цены" его деятельности (в виде соматических расстройств, нервно-психического напряжения, снижения мотивации и др.).


Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). Организация и методы исследования.
В данном исследовании принимало участие 50 человек - 25 учащихся физико-математического класса школы №1 г. Зеленодольска и 25 учащихся милицейского класса школы-гимназии №3 г. Зеленодольска. Диагностика школьников проводилась два раза – при отборе школьников в профильный класс в апреле 2005 года и в январе 2006 года, после обучения в пр ...

Методическая разработка занятий по английскому языку в подготовительной группе детского сада. Формирование понятий на занятиях по английскому языку
В настоящее время можно считать доказанным, что за кажущейся легкостью овладения языком маленькими детьми даже в естественной среде стоят сложные процессы, построенные не на имитации, а на обобщении, хотя и внутренне неосознанном. Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только при условии, если он ов ...

Краткое описание Шкалы избегания опасности
В структуре опросника ТСI содержится шкала "Избегание опасности", показатели которой позволяют выявить тревожность как конституциональный фактор темперамента, личностную предрасположенность к формированию тревожных расстройств, а также наличие актуального тревожного расстройства. ...