Особенности профессиональной деформации в условиях рынка
В феномене профессиональной деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Профессиональная деятельность формирует личность и накладывает свой отпечаток на ее особенности.
Существует два вида профессиональной деформации - деформация деятельности и деформация личности. Профессионально-деформированную деятельность (в крайнем ее проявлении) можно рассматривать как деятельность, направленную на получение антирезультата.
Здесь мы сталкиваемся не с профессиональной некомпетентностью и непрофессионализмом человека, а с проявлением антипрофессионализма. Это тот случай, когда человек обладает необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом, но ориентируется на искаженную систему ценностей. Им движет "антинаправленность", примерами которой может быть эгоцентризм, стяжательство, нонконформизм и т.п. психологические феномены.
Это и нынешний чиновник, мобилизующий весь свой профессионализм на служение собственной выгоде, а не общественному благу. Это и врач, целью которого порой становится не излечение пациента, а своеобразный "бизнес" по распространению дорогостоящих пищевых добавок под видом лечения. Это и учитель, если его ценностью является не личностное развитие и повышение социальной компетентности учеников, а самоутверждение за счет их, вымогательство из родителей и т.д.
Основным психологическим механизмом, определяющим подобную профессиональную деформации, Е.П. Ермолаева называет утрату профессиональной идентичности. Действие указанного психологического механизма проявляется не только в равнодушии к профессиональным обязанностям и нормам, но и в замещении профессиональных ценностей и морали ценностями и целями другой среды - профессиональной или непрофессиональной.
Для обозначения рассматриваемого вида деформации понятие "профессиональный маргинализм".
Признаки профессионального маргинализма: при внешней формальной причастности к профессии - внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда, как в плане идентичности самосознания, так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).
Если рассматриваемые деструктивные процессы получают широкое распространение, и реально действующей социальной нормой становится антинорма (то есть то, что с точки зрения самой профессии как социального призвания, назначения - неадекватно и аморально), можно говорить уже о социальной опасности.
Голосовые характеристики
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.
Экстралингвистика – это включение в речь пауз («Хорошо… я дам поручение» — пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или ...
Исследования индивидуальности в отечественной психологии
В своей книге «Психология индивидуальных различий» Егорова М.С. делает анализ двух подходов к исследованию индивидуальности.
Существуют два подхода к исследованию психологических явлений. Один из них – номотетический – ориентирован на выяснение общих закономерностей психической деятельности. Второй – идиографический – предполагает изуч ...
Особенности самооценки младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, ...