Личность в экономике
Страница 1

Анализ экономики - одного из сложнейших явлений в жизнедеятельности человека, может осуществляться различными путями, на основе дифференцированных позиций. В работах А.Смита, к примеру, значительную роль играл подход, показывающий роль человеческой личности, ее психологической ориентации. По словам данного экономиста, эгоизм каждого, благодаря рынку, приводит к росту общего блага. Данный вариант анализа не подучил должного развития. Отклонив английскую концепцию и выбрав немецкую (теоретическую модель Карла Маркса), отечественная наука стала оперировать иными категориями, в основном социально-экономического и классового порядка. [2, с. 57].

Интерес был обращен к рабочей силе, а не к личности. Причем, преимущественно она рассматривалась в обобщенном, аккумулированном виде. Теория социализма строилась на демонстрации роли общественных масс, а не отдельного человека.

В марксистской политической экономии категория «производительные силы» (как единение совокупной рабочей силы и средств производства) стоит неизмеримо выше категории «личность».

Психологические аспекты анализа проблемы считались малозначащими, искажающими реальную картину и поэтому практически не принимались в расчет.

Постепенное восстановление рыночной модели в нашей стране медленно, но верно возвращает наше уважение к данному понятию.

В научном плане роль субъективного фактора целесообразно рассматривать разносторонне, не замыкаясь анализом его роли в совокупной рабочей силе. При изучении взаимодействия экономики и личности разумно обратить внимание, прежде всего на психологию человека. А это, в свою очередь, неизбежно выводит нас на биологическую природу его жизнедеятельности.

Следует признать, что такой параметр в экономическом анализе вызывал прежде у исследователей чувство неудобства (не редко даже стыда). Сказывались традиции нашего воспитания, образования. Преобладала привычка больше думать о роли объективных обстоятельств, правил, норм.

Однако ситуация настойчиво требует: пора подключать к экономическому анализу и фактор природной основы существования человека.

В дальнейшем будем исходить из того, что человек вышел на авансцену, отделившись от мира животных.

Его прародители обладали лишь совокупностью инстинктов и рефлексов. Формирование человеческого разума привело к качественному изменению в системе живой материи. Оказалось, что соединение мышления с природными функциями высшей нервной системы сделало человека резко отличным от других представителей живого мира.

Для homo sapiens стала характерна не только повышенная гибкость и приспособляемость, но и экстремальность (то есть контрастность) его поведения.

Экстремальность проявляется в ориентации на предельно противоположные, крайние варианты самовыражения. По своему психическому настрою животные (в рамках одного вида) тоже бывают разные: более спокойные, контактные, а порой и весьма агрессивные.

В случае с человеком палитра психологического поведения сложилась в неизмеримо более обширном виде. Различия между крайними полюсами эмоциональных реакций несопоставимы с тем, что мы можно видеть у животных.

К примеру, мягкие, контактные, приветливые стороны психики животных получили (благодаря разуму) воплощение в тяге человека к красивому, к искусству.

Уже в первобытном существе возникло желание изображать природу в виде наскальных рисунков. Позднее пришло разукрашивание своего тела, создание божественных идолов. Спустя тысячелетия сложились школы искусства, появились величайшие в истории творения. [7, с. 94].

Интересно при этом уточнить, какие природные основы усиливаются разумом в этом случае. Очевидно, сказываются заложенные природой инстинкты любви к своему потомству, встречная тяга сексуальных партнеров, выраженная, например, в ласковом, а порой и весьма красивом взаимном обхождении.

Страницы: 1 2 3 4


Теоретический анализ социально-психологических особенностей малой группы. Виды групп и их функции
Общение, взаимодействие людей происходит в разнообразных группах. Под группой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее. Выделяют несколько разновидностей групп: 1. условные и реальные; 2. постоянные и временные; 3. большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и ...

Психолого-педагогическое обследование заикания
Для адекватного планирования программы логопедической и лечебной работы с заикающимися и определения ее эффективности необходимо правильное обследование заикающегося с учетом всей симптоматики этого сложного речевого нарушения. Обследование заикающихся должно быть комплексным. Оно должно включать психолого-педагогическое и логопедическ ...

Исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте
Базой нашего исследования является средняя школа № 26 г. Благовещенска, участники исследования учащиеся в возрасте 13-15 лет. В целях конфиденциальности, анкетирование проводилось анонимно, результаты обрабатывались методом математической статистики. Результаты представлены усредненные с указанием пола. После проведения диагностической ...