Личность в экономике
Страница 3

Историки подсчитали, что на 1 день мира в истории человечества приходится в среднем 4-5 дней воины.

Итак, возникнув, человеческое общество изначально приобрело достаточно агрессивные ориентиры. Усилив контрасты, человеческий раз создал, таким образом, опасную ситуацию и во всем живом мире. В то же время анализ развития событий показывает, что у человечества по мере его развития стал закладываться и проявляться некий коллективный, видовой инстинкт самосохранения. В нашу генную память его заложила на определенном этапе сама природа. Проявляется это не на уровне отдельного человеческого создания, а в масштабах всего нашего природного вида.

Приведем пример, доказывающий возможность закладываемых природой «коллективных» инстинктов. Тот факт, что в человеческом обществе представителей мужского и женского родов рождается в оптимальном соотношении (что никак не связано с инстинктами и поведением отдельных людей), говорит о вложенной в человеческий род программе на самосохранение. [9, с. 38].

Основываясь на идее о введении природой корректирующих элементов, можно выдвинуть гипотезу о закономерном подходе человеческого общества к созданию форм жизни, определенных институтов, задача которых состоит в спасении человечества как рода.

Данные институты не есть нечто застывшее. Их виды могут меняться, количество расти. К ним мы отнесем рыночную систему, религию, культуру, науку, военную силу. В совокупности все это является составляющими более общего понятия «цивилизация».

Каждый институт является по существу методом самоспасения. При этом у любого варианта существуют определенные границы возможного. Кроме того, следует признать: всякий метод кроме пользы принесет и определенные издержки (благо всегда имеет цену).

В рамках рассматриваемой темы встает вопрос о роли рыночной системы, которая является экономическим и психологическим взаимодействием людей.

Развитие исторических процессов показало, что рынок помогает балансировать агрессивный перевес в природе человека. Безусловно, этот механизм далеко не всегда действует с полной гарантией. Как и в любом явлении, здесь возможны отклонения. Войны не исчезли.

Гипертрофированная агрессивность человеческой психики продолжает периодически выплескиваться наружу, главным образом из-за появления экстремистски настроенных лидеров, умеющих увлечь массы бредовой идеей покорения, освобождения, завоевания и т.д., а затем навязать диктат всему обществу. [9, с. 42].

Ясно одно - отсутствие системы рыночного кооперирования привело бы все нации в состояние тотальной схватки между собой.

Достаточно в этом отношении вспомнить историю: улучшение отношении между странами непременно вело к оживленному взаимному товарообмену. Выигрывали все. О многом говорит конкретный опыт Западной Европы. Настрадавшись в течение столетий от постоянных военных конфликтов, в середине 20 века европейцы пришли к окончательному выводу: нужно создавать единый рынок, всю направленность развития сосредоточить на интенсивнейшей торговой кооперации. Только это может погасить психологические реакции противостояния наций.

Каков механизм данных явлений? Почему рыночный процесс «усмиряет» экстремизм человеческой натуры?

Ответ заложен в самом принципе обменных операций. Для того, чтобы удовлетворить свою потребность, человек должен прежде удовлетворить потребность другого. Приобретение благ требует средств. Их человек получает лишь тогда, когда уже предоставил свой труд другому.

Конечно, рыночные операции - не форма выражения или проявления каких-либо готовых инстинктов или реакций природы. Однако товарные сделки людей в полной мере базируются на глубинных основах человеческой психики (в частности, на таких инстинктах, как хватание, инстинкт еды и продолжения рода). Рыночный вариант общения - находка, к которой постепенно пришел человек, подстраивая свои интересы к интересам другого.

Страницы: 1 2 3 4


Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности
Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь. Грянула первая мировая война. Среди военных врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями военного ...

Деятельность как основание личности
Главная задача состоит в том, чтобы выявить действительные «образующие» личности – этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. <…> Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношени ...

Естественный (полевой) эксперимент
Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный ...