Личность в экономике
Страница 3

Историки подсчитали, что на 1 день мира в истории человечества приходится в среднем 4-5 дней воины.

Итак, возникнув, человеческое общество изначально приобрело достаточно агрессивные ориентиры. Усилив контрасты, человеческий раз создал, таким образом, опасную ситуацию и во всем живом мире. В то же время анализ развития событий показывает, что у человечества по мере его развития стал закладываться и проявляться некий коллективный, видовой инстинкт самосохранения. В нашу генную память его заложила на определенном этапе сама природа. Проявляется это не на уровне отдельного человеческого создания, а в масштабах всего нашего природного вида.

Приведем пример, доказывающий возможность закладываемых природой «коллективных» инстинктов. Тот факт, что в человеческом обществе представителей мужского и женского родов рождается в оптимальном соотношении (что никак не связано с инстинктами и поведением отдельных людей), говорит о вложенной в человеческий род программе на самосохранение. [9, с. 38].

Основываясь на идее о введении природой корректирующих элементов, можно выдвинуть гипотезу о закономерном подходе человеческого общества к созданию форм жизни, определенных институтов, задача которых состоит в спасении человечества как рода.

Данные институты не есть нечто застывшее. Их виды могут меняться, количество расти. К ним мы отнесем рыночную систему, религию, культуру, науку, военную силу. В совокупности все это является составляющими более общего понятия «цивилизация».

Каждый институт является по существу методом самоспасения. При этом у любого варианта существуют определенные границы возможного. Кроме того, следует признать: всякий метод кроме пользы принесет и определенные издержки (благо всегда имеет цену).

В рамках рассматриваемой темы встает вопрос о роли рыночной системы, которая является экономическим и психологическим взаимодействием людей.

Развитие исторических процессов показало, что рынок помогает балансировать агрессивный перевес в природе человека. Безусловно, этот механизм далеко не всегда действует с полной гарантией. Как и в любом явлении, здесь возможны отклонения. Войны не исчезли.

Гипертрофированная агрессивность человеческой психики продолжает периодически выплескиваться наружу, главным образом из-за появления экстремистски настроенных лидеров, умеющих увлечь массы бредовой идеей покорения, освобождения, завоевания и т.д., а затем навязать диктат всему обществу. [9, с. 42].

Ясно одно - отсутствие системы рыночного кооперирования привело бы все нации в состояние тотальной схватки между собой.

Достаточно в этом отношении вспомнить историю: улучшение отношении между странами непременно вело к оживленному взаимному товарообмену. Выигрывали все. О многом говорит конкретный опыт Западной Европы. Настрадавшись в течение столетий от постоянных военных конфликтов, в середине 20 века европейцы пришли к окончательному выводу: нужно создавать единый рынок, всю направленность развития сосредоточить на интенсивнейшей торговой кооперации. Только это может погасить психологические реакции противостояния наций.

Каков механизм данных явлений? Почему рыночный процесс «усмиряет» экстремизм человеческой натуры?

Ответ заложен в самом принципе обменных операций. Для того, чтобы удовлетворить свою потребность, человек должен прежде удовлетворить потребность другого. Приобретение благ требует средств. Их человек получает лишь тогда, когда уже предоставил свой труд другому.

Конечно, рыночные операции - не форма выражения или проявления каких-либо готовых инстинктов или реакций природы. Однако товарные сделки людей в полной мере базируются на глубинных основах человеческой психики (в частности, на таких инстинктах, как хватание, инстинкт еды и продолжения рода). Рыночный вариант общения - находка, к которой постепенно пришел человек, подстраивая свои интересы к интересам другого.

Страницы: 1 2 3 4


Карен Хорни. Культура и невроз[9]
Анализ любого человека ставит новые проблемы даже перед самым опытным аналитиком. Работая с каждым новым пациентом, аналитик сталкивается с индивидуальными трудностями, с отношениями, которые трудно выявить и осознать и еще труднее объяснить, с реакциями, которые весьма далеки от тех, что можно понять с первого взгляда. Если принять во ...

Формирование имиджа и влияние массовой коммуникации на сознание
Роль «Я-концепции» в формировании имиджа человека В течение всей своей жизни мы находимся в поисках своей индивидуальности, неповторимого образа, который будет нравиться нам, будет комфортен и привлекателен для окружающих. Строить свой имидж можно в течение многих лет, находя удачные решения, медленно продвигаясь к осознанию деталей инд ...

Описание выборки и методический инструментарий
Исследование проводилось в 2006 – 2007году в детском приюте № 25 г. Можайска Московской области. В качестве респондентов выступили дети в возрасте от 3 месяцев до 2,5 лет в количестве 10 человек. Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе исследования дети были разбиты на 3 категории: 1) дети до 1 года – 4 2) дети до 2 ...