Рефлексия как психологический феномен
Страница 3

Þотмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;

Þобнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.

Понятно, что рефлексия - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексии может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром [10].

Возможен и несколько иной взгляд на рефлексию с педагогической точки зрения. С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности? С ревизии, осмысления этой самой деятельности, то есть с рефлексии. Допустим, учитель в качестве одной из целей своей работы определил развитие коммуникативных способностей учеников. Выбрал подходящий метод (например, регламентированную дискуссию), подготовил необходимые средства: парты расставил особым образом или видеомагнитофон принес на урок. Вроде бы все учел, а урок не получился, вместо регламентированной дискуссии - детский крик на лужайке. Словом, сорван урок!

И вот здесь, если учитель не умеет или боится рефлексии, он начинает искать причины своей неудачи во вне.

* Урок сорван - завуч виноват! Ведь я же просил не ставить шестым уроком, ребята устали, да еще возбуждены после физкультуры, какая уж тут дискуссия.

* Урок сорван - коллега из соседнего класса виновата! Отпустила своих на полчаса до звонка, они под дверью шум-гам учинили, мешали работать.

* Урок сорван - дети виноваты! У всех дети как дети, а моим только дай побеситься. Будет им теперь дискуссия, как же, дождутся, больше никаких экспериментов!

И ведь самое-то интересное, что такой учитель по-своему абсолютно прав. Да только правота эта опасная, потому что, в конце концов, приводит к самоуспокоению или к озлоблению, но ничего не дает для совершенствования своей работы. “А чего ее совершенствовать, у меня-то все в порядке, а что не получилось, моей вины тут нет”. А вот теперь с помощью рефлексии заглянем внутрь самой деятельности, пройдем в обратном порядке по всем ее элементам.

Средства.А так ли уж удачно они использовались? Видеомагнитофон, может быть, штука и неплохая, да только запись-то была не очень качественная, с последних парт вообще ничего не видно, да и звук - половину слов не разобрать. А может, парты неверно поставил? Так на курсах показывали? Так, да не так: там они стояли немного под углом, сидящие за столами и друг друга, и учителя видели, а у тебя половина класса спиной к доске оказалась. Обидно? Ничего, бывает! Зато теперь дефект обнаружен. Можно предположить, что в следующий раз все получится. А если и парты стояли правильно, и видеозапись качественная? Что же, с помощью рефлексии идем дальше. Что там следующее по порядку?

Метод.Да, регламентированная дискуссия - очень эффективный метод для развития коммуникативных способностей школьников. А ты вполне его освоил, владеешь ли этим методом? Ведь чтобы хорошо провести регламентированную дискуссию, надо многое уметь: читать невербальные сигналы, идущие от учеников, чувствовать время, улавливать ритм урока, его интонации, работать с возникающими паузами -использовать нужные и заполнять вредные, выстраивать мизансцены, многое, что приходит только с опытом. По крайней мере, теперь ты знаешь, во-первых, что в этой неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, а во-вторых, что знать о методе и владеть им - это разные вещи, и теперь, когда приедешь на курсы повышения квалификации, постараешься попасть не только на лекционный курс, но и на практикум или психологический тренинг. Владеешь методом? «Не раз проводил, и все получалось». Ну, что же, делаем еще шаг назад, внутрь схемы деятельности - содержание. А может быть, содержание не очень удачно подобрано? Ну, неинтересно ребятам дискутировать на эту тему! А может быть, и тема неплохая, да не подвел, не подготовил их учитель к активному обсуждению.

Страницы: 1 2 3 4


Этапы
1.Пропедевтический этап. Цель: - снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми; - повышение уверенности в собственных силах; - устранение отрицательных эмоций. (одно занятие). 1. Вводный этап. Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать умения, направленные на общение дет ...

Основные теории изучение мышления
Мышление - это высший познавательный процесс. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - и ...

Результаты и их обсуждение
В итоге проведенного исследования и обработки данных были получены следующие результаты. 1. Исследование характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации по методике Ю. Алешиной, Е. Гозмана, Е. Дубровской. В результате проведенного опроса мы получили следующие данные: См. Табл.1 Приложение. Анализ эмпирических данных позволил ...