Рефлексия как психологический феноменСтраница 3
Þотмечает, что, несмотря на коммуникабельность, сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста;
Þобнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д.
Понятно, что рефлексия - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В тоже время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливости ради следует заметить, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексии может и мешать, так как человек начинает заниматься самопознанием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром [10].
Возможен и несколько иной взгляд на рефлексию с педагогической точки зрения. С чего начинается работа по совершенствованию собственной деятельности? С ревизии, осмысления этой самой деятельности, то есть с рефлексии. Допустим, учитель в качестве одной из целей своей работы определил развитие коммуникативных способностей учеников. Выбрал подходящий метод (например, регламентированную дискуссию), подготовил необходимые средства: парты расставил особым образом или видеомагнитофон принес на урок. Вроде бы все учел, а урок не получился, вместо регламентированной дискуссии - детский крик на лужайке. Словом, сорван урок!
И вот здесь, если учитель не умеет или боится рефлексии, он начинает искать причины своей неудачи во вне.
* Урок сорван - завуч виноват! Ведь я же просил не ставить шестым уроком, ребята устали, да еще возбуждены после физкультуры, какая уж тут дискуссия.
* Урок сорван - коллега из соседнего класса виновата! Отпустила своих на полчаса до звонка, они под дверью шум-гам учинили, мешали работать.
* Урок сорван - дети виноваты! У всех дети как дети, а моим только дай побеситься. Будет им теперь дискуссия, как же, дождутся, больше никаких экспериментов!
И ведь самое-то интересное, что такой учитель по-своему абсолютно прав. Да только правота эта опасная, потому что, в конце концов, приводит к самоуспокоению или к озлоблению, но ничего не дает для совершенствования своей работы. “А чего ее совершенствовать, у меня-то все в порядке, а что не получилось, моей вины тут нет”. А вот теперь с помощью рефлексии заглянем внутрь самой деятельности, пройдем в обратном порядке по всем ее элементам.
Средства.А так ли уж удачно они использовались? Видеомагнитофон, может быть, штука и неплохая, да только запись-то была не очень качественная, с последних парт вообще ничего не видно, да и звук - половину слов не разобрать. А может, парты неверно поставил? Так на курсах показывали? Так, да не так: там они стояли немного под углом, сидящие за столами и друг друга, и учителя видели, а у тебя половина класса спиной к доске оказалась. Обидно? Ничего, бывает! Зато теперь дефект обнаружен. Можно предположить, что в следующий раз все получится. А если и парты стояли правильно, и видеозапись качественная? Что же, с помощью рефлексии идем дальше. Что там следующее по порядку?
Метод.Да, регламентированная дискуссия - очень эффективный метод для развития коммуникативных способностей школьников. А ты вполне его освоил, владеешь ли этим методом? Ведь чтобы хорошо провести регламентированную дискуссию, надо многое уметь: читать невербальные сигналы, идущие от учеников, чувствовать время, улавливать ритм урока, его интонации, работать с возникающими паузами -использовать нужные и заполнять вредные, выстраивать мизансцены, многое, что приходит только с опытом. По крайней мере, теперь ты знаешь, во-первых, что в этой неудаче виноваты не только внешние обстоятельства и нерадивые ученики, а во-вторых, что знать о методе и владеть им - это разные вещи, и теперь, когда приедешь на курсы повышения квалификации, постараешься попасть не только на лекционный курс, но и на практикум или психологический тренинг. Владеешь методом? «Не раз проводил, и все получалось». Ну, что же, делаем еще шаг назад, внутрь схемы деятельности - содержание. А может быть, содержание не очень удачно подобрано? Ну, неинтересно ребятам дискутировать на эту тему! А может быть, и тема неплохая, да не подвел, не подготовил их учитель к активному обсуждению.
Специфика ВПФ
Критерий
Натуральная ПФ
Высшая ПФ
1. Строение
Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств
Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства)
2. Происхождение
Природное. Продукт естественного развития
Социальное. Формируются при активном участии дру ...
Экспериментальное изучение мышления. Цели, гипотезы и задачи исследования
основных познавательных процессов (мышление)
Основная цель моего эксперимента определить насколько развито понятийное мышления у разных людей. Как известно, мышление –это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Существует ...
Постановка проблемы исследования
Мы будем придерживаться подхода В.И. Слободчикова и Е.И Исаева [91] которые считают категорию рефлексии исходной в анализе проблемы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия выступает кардинальным способом разрешения центрального противоречия «сознания вообще» - противоречия между наивным «полностью арефлексивным) и трансцен ...