Материалы по психологии » Негативные проявления личности дошкольника » Дошкольное детство (3 – 7 лет). Общая характеристика

Дошкольное детство (3 – 7 лет). Общая характеристика
Страница 3

Если в полтора года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с которым это действие осуществляется).

Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами.

Личностная готовность

Личностная готовность проявляется в самоактуализации.

Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: (1) притязания личности; (2) Я-концепция; (3) перспективы личности; (4) иерархия побуждений.

Притязания личности

(эффективность и привлекательность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться. Если ребенок найдет свою область (сферу деятельности или сферу общения), то страх компенсируется уверенностью в себе, в собственных силах. Ребенок постоянно утверждается в том, что у него есть преимущественного перед другими.

Стратегия родителей – сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, а не способности.

Позиция уверенности: "Все зависит от меня, моих способностей, качеств, я могу все изменить, если изменю себя. Во мне причина неудач и успехов".

Позиция неуверенности: "Я нахожусь под влиянием обстоятельств, от меня ничего не зависит, все произойдет по воле рока".

Формирование Я-концепции

. Я-концепция включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

Оценочный

. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т.д., но если попросить его отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

Когнитивный

. Имеется в виду способность составить описание самого себя.

Эмоциональный

. Восприятие себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.

Перспективы личностиу ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

Формирование иерархии побуждений, иерархии мотивов

. Ребенок 2 лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок [3].

Страницы: 1 2 3 


Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Согласно п.2.9 5. Санитарных правил 2.4 2 782-99 "Гигиенические требовани ...

Введение.
При значительном изменении общей ситуации в современном обществе максимально актуализируется роль и значение человека, человеческого фактора. Проявляя активность, человек добивается поставленной перед ним цели, чем значительнее полученные результаты его деятельности, тем более успешным считается он как личность, тем более высокое положе ...

Результаты исследования
В результате первой части исследования были выявлены следующие коммерческие и производственные цели, которые ставит перед собой коллектив. В них входит получение прибыли за счет издания рекламной газеты. Для достижения коммерческого успеха газета должна пользоваться большим спросом, для чего было принято решение размещать в ней бесплатн ...