Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей
Страница 1

Психические состояния человека характеризуются целостностью, по­движностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психи­ческими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеоб­разием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и си­туативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой–то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.

Рассмотрим как влияют на профессиональную деятельность положительные и отрицательные психические состояния человека.

Большое значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности. Специа­лист имеющий сильный профессиональный интерес, сам ищет си­туации, которые позволили бы ему пережить состояние профессиональ­ной заинтересованности, то есть работает активно, с полной отдачей сил, знаний и способностей./1,с.172/ Для состояния профессиональной заинтересованности харак­терны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью, и при этом указанные объекты начинают занимать господствую­щее положение в сознании специалиста. Наконец, состояние профес­сиональной заинтересованности в подавляющем большинстве случаев сопровождается приятными эмоциональными переживаниями.

Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Состояние творческого вдохновения представляет собой сложный комплекс интеллектуальных и эмоциональных компонентов. Оно выражается в творческом подъеме; обострении восприятия; возрастании

воображения; возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений; проявлении обилия мыслей и легкости нахождения суще­ственного; полной сосредоточенности и росте физической энергии, кото­рые приводят к очень большой работоспособности, к психическому состо­янию радости творчества и нечувствительности к усталости Вдохновение профессионала —это всегда единство его таланта, зна­ний и кропотливого каждодневного труда.

Во многих профессиях важную роль играет решительность как психичес­кое состояние готовности быстро принять решение и привести его в испол­нение. Однако решительность — это ни в коем случае не спешка, торопли­вость, необдуманность, излишняя самоуверенность. Необходимыми усло­виями решительности являются широта мышления, проницательность, мужество, большой жизненный и профессиональный опыт, знания, пла­номерность работы. Поспешная же «решительность», как и нерешитель­ность, то есть психическое состояние, характеризуемое недостатком пси­хологической готовности принять решение и ведущее к необоснованной отсрочке или невыполнению действий, чреваты неблагоприятными по­следствиями и не раз приводили к жизненным, в том числе и профессио­нальным, ошибкам.

Наряду с положительными состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут воз­никать и отрицательные (астенические) психические состояния. На­пример, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверен­ности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновению состояния психической на­пряженности.

Страницы: 1 2 3


Общие сведения о развитии речи ребенка.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является ...

Опытно – экспериментальная работа. Организация и проведение исследования
Целью данного этапа экспериментального исследования является выявление тревожности у детей младшего школьного возраста и предположить о наличии связи с неблагополучном типом семейнх отношений. Для выявления детей с ярко выраженной тревожностью были использованы Методика “Измерения уровня тревожности Тейлора” Методика “Измерения уровня ...

Опишите методы устранения у учащихся психологических барьеров, затрудняющих их обучение и воспитание.
Для преодоления различных трудностей в воспитании и обучении существует масса методов, так, например, в процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств челове ...