Материалы по психологии » Психология поведения человека в сфере экономики » Основы поведения человека в сфере экономики

Основы поведения человека в сфере экономики
Страница 1

Акцент на роли личности в хозяйственном процессе дает нам возможность совершенно нового понимания самого термина «экономика».

Данная категория воспринимается не только как народнохозяйственный комплекс, состоящий из массы отраслей и подотраслей, но и как сфера принимаемых людьми экономических решений. Следовательно напрашивается вывод: экономические процессы неизбежно сопровождаются широким диапазоном психологических реакций. Среди их разнообразия стоит отметить то, что принято изучать в рамках экономической психологии: мотивация трудовой деятельности, психологические аспекты предложения, спроса, потребления, восприятия доходов и налогообложения. [4, с. 107].

Обратимся к некоторым принципиальным положениям, связанным с психологическим поведением человека в экономике. При этом особого внимания заслуживают те аспекты поведения, которые связаны с определенными проблемами. К примеру, принципиальный интерес вызывает вопрос о том, является ли экономическая деятельность человека всегда логичной, рациональной и предсказуемой.

Как показывает практика, экономическая деятельность человека, рассматриваемая в генеральном плане, достаточно разумна (по крайней мере, с точки зрения современного понимания самого термина «разумность»).

Отсутствие рациональности не позволило бы создать нынешний уровень экономического развития в передовых странах мира. В то же время действительность показывает, что на фоне обшей позитивной картины существует немало пробелов. Принимаемые человеком экономические решения бывают порой нерациональны, алогичны, что дало повод для использования в экономической теории спецнальнного термина – «иррациональность экономических мер».

В объяснении причин возникающих проблем и в поиске путей их коррекции и состоит задача науки.

Чем же можно объяснить некоторые неожиданные и неоправданные экономические решения человека. В основе таких явлений лежит несколько причин. Частично пробелы хозяйственного поведения объясняются недостатком знаний, опыта, влиянием каких-либо внешних отрицательных факторов. Однако определенная доля причин связана с внутренним миром человека, его психологией.

В заложенной в нас природой модели поведения предусмотрены, очевидно, элементы случайного, непредсказуемого. Они нужны для того, чтобы человек, как и любое живое существо, мог получать больше ощущений от окружающего не только на причинной, но и на случайной основе.

Алогичность поведения - способ расширения спектра поступающей в нашу центральную нервную систему информации.

Один из эффективных методов изучения психологии человека основан, на сравнительном исследовании реакций животных. В связи с этим рассмотрим пример о характере движения собаки, перемещающейся на открытой местности. Внимательное наблюдение показывает, что в рамках общего, достаточно последовательного и обусловленного определенными стимулами движения существует масса вариантов динамики, не предопределенных внешними или явно угадываемыми внутренними стимулами. [4, с. 42].

В качестве другого примера назовем движение малыша во время прогулки. Получив от родителей свободу движения, он делает неожиданные повороты корпусом, постоянно меняет направление своих шагов по дорожке. При этом могут полностью отсутствовать внешние причинные обстоятельства. Роль сознательной обусловленности движения малыша в возрасте 1-2 лет также еще мала. Его динамика, следовательно, предопределена заложенной в его подсознании программой движения. Ее задача - нахождение новой информации об окружающем мире методом случайной выборки.

Обращаясь к варианту иррационального поведения человека в сфере экономики, приведем один из наглядных (в то же время оригинальных) примеров. Исследование английских социологов показало, что существует определенный тип покупателей (как правило, женщины из обеспеченных семей), обуреваемый жаждой постоянных покупок. Изучение данной проблемы методом интервьюирования показало, что покупатели могут увлекаться самим процессом приобретения, причем уже не ради получения благ от купленных товаров. Эмоциональную радость, увлеченное психологическое состояние придает сам процесс постоянных покупок. [4, с. 61].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социально-психологические характеристики студенческой группы. Особенности студенческой группы как коллектива
Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведе ...

Голосовые характеристики
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр. Экстралингвистика – это включение в речь пауз («Хорошо… я дам поручение» — пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет давать поручения или ...

Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Согласно п.2.9 5. Санитарных правил 2.4 2 782-99 "Гигиенические требовани ...