Материалы по психологии » Психология поведения человека в сфере экономики » Основы поведения человека в сфере экономики

Основы поведения человека в сфере экономики
Страница 5

В более поздние времена появились психологические описания – «портреты» различных темпераментов. Наиболее интересно это было сделано в конце XYIII в. И.Кантом. Его описания темпераментов были повторены потом во многих источниках.

И.П.Павлов, взяв за основу эту классификацию, развил ее, стремясь определить физиологическую базу каждого вида темперамента. Свою систему градации он обозначил как совокупность типов нервной системы.

Отметим еще один интересный вариант типологизации характера человека, сделанной К.Юнгом. Он выделил два основных типа: экстравертный и интровертный. Данная классификация хотя и не охватывает всего разнообразия человеческих натур, удачно помогает в психологическом анализе другого человека. [1, с. 17].

Пожалуй, наибольшую применимость в современной реальной жизни имеет классификация характеров, развитая французским психологом Ле Сенном. Характер представляет собой совокупность следующих трех основных психологических параметров.

Эмоциональность. Эта черта показывает, с какой легкостью та или иная ситуация вызывает у человека эмоциональное состояние. У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или же, напротив, хорошие новости, вознаграждение, успех и т.д.) вызывают довольно сильные эмоции. Другие реагируют на все это менее быстро и бесстрастно. Правда, часть людей активно реагирует на события внутренне, стремясь не показывать свои эмоции внешне. Внимательный человек, однако, может судить об этом по некоторым признакам (тональность лица, бледность, молчание, дрожь и т.д.). Степень такого состояния принято обозначать условными знаками: «Э +» или «Э -».

Активность. Данное качество психики выражает потребность в действии, в осуществлении плана или замысла. Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть постоянно чем-то занятыми. Они, как правило, быстро принимают решения. Их не очень пугают трудности, а оптимизм - типичная их черта. В противоположность им есть и другие люди. Им необходимо долго думать, прежде чем они начинают действовать. Однако это не означает, что такие люди ленивы. Данное свойство обозначается: «А +» или «А –» .

Первичность и вторичность. Данная характеристика показывает, насколько долго мы способны ощущать, переживать то или иное психологическое состояние. Принято разделять людей на две группы (естественно, как это и всегда в психологии, с известной долей условности).

Одна группа получила название «первичной».

Люди данного склада недолго сохраняют впечатления от пережитого. Они больше живут настоящим, не погружены в прошлое или будущее. Без труда приспосабливаются к обстановке. Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, то быстро отказываются от своей цели или идеи.

Способны на большие усилия, но не в течение длительного времени. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения н ненавидят рутину. Другими словами, эта группа людей тяготеет к сиюминутному восприятию жизни.

Люди другого склада, который условно можно назвать «вторичным», долго остаются под впечатлением прожитого и пережитого. Их настроение чаще всего бывает ровным. Редко их можно видеть в подавленном состоянии, нечасто и в слишком приподнятом. Они редко сердятся, но когда чаша терпения переполняется, гнев бывает страшен. Они верны своим принципам и привычкам. Они мало меняются, нм трудно навязать новую точку зрения. Могут упорно и терпеливо работать ради достижения отдельных целей.

Комбинация трех изложенных параметров обеспечивает в итоге наличие восьми вариантов характера, а значит, и типов поведения. Эти результирующие сочетания можно отобразить с помощью наглядной схемы.

В психологической литературе дается достаточно обстоятельное описание черт, присущих каждому из названных восьми типов характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Работа №1: Механическая память
Задача исследования: Проверка памяти на числа методом, предложенным А.П. Нечаевым (широко применяется в авиапсихологии с 1992 г.) и позволяющим демонстрировать проявления слуховой и зрительной механической памяти. Оснащение опыта: Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двухзначных чисел /ряды не должны ...

Укажите основные направления развития теоретического мышления учащихся в средних и старших классах школы.
По мере формирования теоретического мышления ребенок, подросток все больше научаются осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко все более глубокому ее опред ...

Психодинамическое значение сна
Психодинамический подход иллюстрирует теория А.М.Вейна, согласно которой существуют иерархическая построенная, целостная мозговая система, поддерживающая уровень бодрствования. В неё входят: ретикулярная активирующая система, поддерживающая уровень бодрствования; синхронизирующие аппараты, ответственные за медленный сон, и ретикулярные ...