Материалы по психологии » Психология поведения человека в сфере экономики » Основы поведения человека в сфере экономики

Основы поведения человека в сфере экономики
Страница 2

Алогичности хозяйственных решений в изобилии существовали в условиях нашей централизованной экономики.

Достаточно вспомнить известную карикатуру из журнала «Крокодил», в концентрированной форме повествующую об одной из типичных хозяйственных ситуаций: бригада трубопроводчиков, стоя на шоссе, на котором другой коллектив работников укладывает асфальт, напористо призывает: «Завершайте скорее свою укладку асфальта, поскольку нам уже пора начинать на этом месте рытье канавы для прокладки труб».

Стоит обратить внимание на другое близкое явление - непредсказуемость. Данное качественное состояние по сути есть итог нерациональности поступков. Поэтому одна из причин ее наличия также связана с заложенным в каждом человеке природным алгоритмом. Существуют, однако, и некоторые обстоятельства, которые усиливают проявление данных особенностей в поведении человека. Прежде всего это - повышение напряженности в современной жизни.

В свою очередь рост напряженности обусловлен как специфическими, так и глобальными условиями. Например, ухудшение экономического положения ряда слоев населения в восточноевропейских странах во второй половине 90-х годов ХХ столетия (что было неизбежно из-за радикальной смены модели развития) явно ужесточило социально-психологическую обстановку в этом секторе мировой экономики. [9, с. 23].

В более глобальном плане просматриваются иные составляющие нездоровой, накаленной атмосферы. Прежде всего следует отметить резкое обострение конкуренции на мировых рынках. Давление группы новых индустриальных стран стало настолько сильным, что это привело, например, к очень сложной ситуации с занятостью в ряде стран Западной Европы. Кроме того, обострение ситуации обусловливается резким повышением численности населения планеты и явно недостаточными возможностями многих отсталых стран обеспечивать себя продуктами питания, прочими элементарными благами.

Не менее примечателен еще один фактор. Значительная часть стран мира втягивается (иногда по своей воле, иногда под давлением внешних обстоятельств) в глобальную сеть информации. Для отсталых государств информация играет двойственную роль. С одной стороны, она ускоряет их путь к цивилизации. Однако с другой - проявляются определенные психологические издержки. Формируется чувство зависти (особенно у определенных лидеров) и одновременно озлобления по отношению к более развитым странам. Возникшая и приобретшая стабильный динамизм волна глобального терроризма - одно из закономерных последствий данного социально-психологического процесса.

На основании вышеизложенного подведем своеобразный итог – иррациональность, алогичность, малая предсказуемость - все это определяется заложенными в человеке (во всей нации) психологическими компонентами. В то же время степень проявления данных свойств зависит от состояния окружающей человека (нацию) социально-экономической атмосферы.

Приходится констатировать, что реально проявляемые людьми иррациональность, непредсказуемость явно превышают тот уровень случайных, неожиданных действий, которые заложены природой в наше подсознание в форме команд как специальные реакции для более полного восприятия информации методом «от случайного». К сожалению, обретя сознание, человек повысил степень своей непредсказуемости. События XX века, показали, что несмотря на уже накопленный опыт цивилизации, человечество часто может «срываться». Грандиозные войны текущего столетия, мировые экономические кризисы - яркий тому пример. Вот почему столь важно научиться каждому корректировать линию своего психологического, социального, экономического поведения. Цивилизованный человек должен быть не во власти своего подсознания, а умелым его менеджером.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сущность содержания образования и его компоненты. Понятие содержания образования
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития. Оно представляет собой особый «разрез» образования, не затрагивающий технологию. Традиционная педагогика ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы. Содержание образования определяется ...

Введение.
Коммуникация , общение. Обычно коммуникация, определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки. У животных имеются ...

Особенности пожилого возраста
Описание пожилого возраста необходимо включает в себя феноменологию кризиса зрелости. Развернутое описание кризиса зрелости дает Б. Ливехуд. «Он отмечает, что примерно в возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в предыдущей фазе на высоком уровне: перед глазами была перспектива, мир воспринимался во ...