Материалы по психологии » Психология поведения человека в сфере экономики » Основы поведения человека в сфере экономики

Основы поведения человека в сфере экономики
Страница 2

Алогичности хозяйственных решений в изобилии существовали в условиях нашей централизованной экономики.

Достаточно вспомнить известную карикатуру из журнала «Крокодил», в концентрированной форме повествующую об одной из типичных хозяйственных ситуаций: бригада трубопроводчиков, стоя на шоссе, на котором другой коллектив работников укладывает асфальт, напористо призывает: «Завершайте скорее свою укладку асфальта, поскольку нам уже пора начинать на этом месте рытье канавы для прокладки труб».

Стоит обратить внимание на другое близкое явление - непредсказуемость. Данное качественное состояние по сути есть итог нерациональности поступков. Поэтому одна из причин ее наличия также связана с заложенным в каждом человеке природным алгоритмом. Существуют, однако, и некоторые обстоятельства, которые усиливают проявление данных особенностей в поведении человека. Прежде всего это - повышение напряженности в современной жизни.

В свою очередь рост напряженности обусловлен как специфическими, так и глобальными условиями. Например, ухудшение экономического положения ряда слоев населения в восточноевропейских странах во второй половине 90-х годов ХХ столетия (что было неизбежно из-за радикальной смены модели развития) явно ужесточило социально-психологическую обстановку в этом секторе мировой экономики. [9, с. 23].

В более глобальном плане просматриваются иные составляющие нездоровой, накаленной атмосферы. Прежде всего следует отметить резкое обострение конкуренции на мировых рынках. Давление группы новых индустриальных стран стало настолько сильным, что это привело, например, к очень сложной ситуации с занятостью в ряде стран Западной Европы. Кроме того, обострение ситуации обусловливается резким повышением численности населения планеты и явно недостаточными возможностями многих отсталых стран обеспечивать себя продуктами питания, прочими элементарными благами.

Не менее примечателен еще один фактор. Значительная часть стран мира втягивается (иногда по своей воле, иногда под давлением внешних обстоятельств) в глобальную сеть информации. Для отсталых государств информация играет двойственную роль. С одной стороны, она ускоряет их путь к цивилизации. Однако с другой - проявляются определенные психологические издержки. Формируется чувство зависти (особенно у определенных лидеров) и одновременно озлобления по отношению к более развитым странам. Возникшая и приобретшая стабильный динамизм волна глобального терроризма - одно из закономерных последствий данного социально-психологического процесса.

На основании вышеизложенного подведем своеобразный итог – иррациональность, алогичность, малая предсказуемость - все это определяется заложенными в человеке (во всей нации) психологическими компонентами. В то же время степень проявления данных свойств зависит от состояния окружающей человека (нацию) социально-экономической атмосферы.

Приходится констатировать, что реально проявляемые людьми иррациональность, непредсказуемость явно превышают тот уровень случайных, неожиданных действий, которые заложены природой в наше подсознание в форме команд как специальные реакции для более полного восприятия информации методом «от случайного». К сожалению, обретя сознание, человек повысил степень своей непредсказуемости. События XX века, показали, что несмотря на уже накопленный опыт цивилизации, человечество часто может «срываться». Грандиозные войны текущего столетия, мировые экономические кризисы - яркий тому пример. Вот почему столь важно научиться каждому корректировать линию своего психологического, социального, экономического поведения. Цивилизованный человек должен быть не во власти своего подсознания, а умелым его менеджером.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Реализация теории в восстанавливающем и коррекционном обучении
Разработка принципов организации деятельности учащихся по формированию действий и понятий явилась предметом многочисленных экспериментальных исследований, выполненных на различном материале учебных предметов — написание букв, грамматические, физические, математические и другие понятия. При этом «главная линия психологического изучения д ...

Мотивационные образования и мотивационные черты личности
И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в гр ...

Области применения факторного анализа
Методы факторного анализа нашли применение главным образом в психологии. Причиной этому был тот факт, что факторный анализ зародился в психологии и формализм этой дисциплины тесно “… связан с психологической концепцией ментальных факторов; даже специалисту-статистику трудно заметить и установить связь между методами факторного анализа и ...