Материалы по психологии » Психология поведения человека в сфере экономики » Основы поведения человека в сфере экономики

Основы поведения человека в сфере экономики
Страница 3

Для более углубленного изучения основ поведения человека в сфере экономики рассмотрим типы экономического поведения личности.

Познание психологии поведения другого человека предполагает не только стремление увидеть все детали его эмоционального, душевного настроя, направленность мыслей, предугадать его возможное поведения.

Психологический анализ базируется также на умении обобщать, группировать свои наблюдения, проводить их классификацию, а также активно использовать уже разработанные наукой варианты типологии человеческой психики.

Прежде чем рассмотреть сложившиеся в науке варианты типологии, обратимся к одной важной психологической детали самого процесса познания.

Замечено, что человеку легче воспринимать новую информацию, если она систематизирована, имеет форму смысловых блоков. При этом видна закономерность: чем проще структура классификации, тем легче она воспринимается. (Конечно, немало при этом зависит от степени образования человека.)

Одновременно в процессе своей жизни человек стремится к определенным обобщениям и систематизации. Чаще всего это происходит на бытовом, упрошенном уровне. Кроме того, наблюдения показывают, что к ряду обобщенных выводов человек приходит подсознательно. Высшая же форма систематизации реализуется в ходе научного подхода к явлениям.

Итак, можно сделать вывод о том, что систематизация близка внутреннему настрою человека, его природе. Он как бы инстинктивно стремится к определенной упорядоченности. Это связано с тем, что сама жизнь - высокоорганизованная система, имеющая весьма четкую внутреннюю структуру. В жизненных процессах все разбито на ритмы, циклы, виды, группы и т.д. К тому же существуют устойчивые сочетания разных компонентов, вариантов.

Помимо упорядоченности процессов в самой живой природе человек склонен к системности из-за того, что воспринимать новую информацию ему намного легче, если она разбита на четкие блоки. Известно, что мозг сам пытается систематизировать (на уровне сознания и подсознания) воспринимаемые сигналы. Своего рода «сортировка», «обработка» первых полученных сведении дает возможность нашей нервной системе легче реагировать на происходящие события, находить более эффективные варианты ответных действий.

Какова же причина подсознательной систематизации нашим мозгом поступающей информации? Это связано с тем, что обилие сигналов извне слишком велико. Реагировать на каждый из них, «обрабатывать» его полностью «индивидуально» невозможно. Именно в поисках сохранения сил, энергии природа создала способность к обобщению и отбрасыванию частностей.

По сути уже на уровне подсознания у нас срабатывает «система прецедентов». Мозг классифицирует информацию на определенные типы, виды и запоминает. Получаемая новая информация автоматически направляется на сравнительную экспертизу в «базу данных». Там она сопоставляется с уже имеющимися «файлами», которые представляют собой определенные типы. После процесса сравнения подается обратный сигнал в высшую нервную систему. На его базе человек начинает действовать.

Стоит отметить, что на более простом уровне данные процессы происходят у всех видов животных. Систематизация далеко не всегда требует мыслительной деятельности. Она осуществляется и на уровне относительно простых форм нервной системы. Однако у человека по сравнению с другими живыми существами имеются явные преимущества. Он подключает к систематизации свое сознание. Именно это дало человеку возможности создания древа науки.

Цивилизация, к которой пришло человечество, является в известном смысле результатом того, что индивид овладел систематизированным мышлением и поведением, научившись шаг за шагом все больше понимать сложную структуру окружающего мира. [3, с. 59].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социогенетическая историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как личность
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смы ...

Опросник для диагностики школьной тревожности Филипса
Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет». При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста (не совпадение с ключом – проявление тревожности). Если несовпадение по всему тесту больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности, если больше 75% – о ...

Барьеры общения
В процессе межличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры о ...