Когда ребенок говорит неправдуСтраница 1
Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказываемся бессильными что-либо предпринять. Разумеется, спустя какое-то время свою бурную реакцию мы оправдываем тем, что ложь — поступок непростительный и, если не обращать на него внимания, вредно отразится прежде 'всего на самом ребенке. Однако мы ведь в детстве тоже лгали и, наверное, говорим иной раз неправду и сейчас. Самой природой предопределено, что дети рано или поздно начинают лгать, и не нужно считать это каким-то необыкновенным или аномальным явлением. Поэтому из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый — пытаться запугать детей. Наконец, у ребенка вполне могли быть свои основания сказать неправду. Поскольку мы должны быть готовы к тому, что рано или поздно это случится, следует разобраться, когда и почему ребенок лжет и как правильнее поступать в таких случаях. Чтобы говорить неправду, человек должен обладать известной долей интуиции и наблюдательности, поэтому редко бывает, чтобы ребенок начинал что-то придумывать, не достигнув 3,5 или 4 лет. А вообще феномен этот особенно часто проявляется в возрасте 5 — 6 лет. Поначалу он носит характер некоего “полета”, похожего на бегство от действительности, и тут скорее подходит определение фантазирование, а не ложь. Нам вообще-то довольно трудно бывает отличить одно от другого. Фантазии — это сновидения, которые дети видят с открытыми глазами, или же приукрашивание подлинных событий. Когда Вася говорит, что управлял настоящим автомобилем, или уверяет, что он шериф, отправивший в тюрьму четырех бандитов, нам нетрудно догадаться, что он всего лишь повторяет свою игру. И это будет совсем не похоже на утвердительный ответ, какой он даст вам на ваш вопрос, положил ли он на место свои коньки, а вы споткнетесь о них, едва выйдете в переднюю. Другой вид неправды выглядит так: ребенок уверяет, будто младший брат ударил его кулаком, а он сам лишь дал ему сдачу, тогда как на самом деле младший толкнул его случайно, а отнюдь не намеренно. Вот четыре основные причины, почему дети лгут [9]:
1. Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
2. Чтобы скрыть свою вину.
3. Чтобы избежать наказания.
4. Чтобы выразить свою враждебность к нам.
Если только речь не идет о совершенно закомплексованном ребенке, привыкшем лгать уже в течение нескольких лет, обычно малыш знает, что говорит неправду, и делает это совершенно сознательно, даже если причины, побуждающие его ко лжи, не совсем ему ясны.
Почему же мы обычно допускаем ошибку, резко реагируя на ложь? Если мы поймем причины, почему ребенок говорит неправду, мы поймем также, что наша вспышка в ответ на его ложь лишь усилит его потребность лгать. Он и в самом деле почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать упреков и наказаний. В то же время его враждебность к нам лишь усилится из-за того, что с ним обошлись так грубо.
Первое, что необходимо сделать, дабы отучить ребенка лгать,— постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Это значит, что мы допускаем грубейшую ошибку, когда давим на детей всей тяжестью нашего авторитета. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Ведь нередко они делают это именно потому, что опасаются сказать нам истину. Именно мы, родители, должны внушить детям, что целиком на их стороне.
"Пик-переживание"
"Пик-переживания
" - это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Маслоу отмечает, что "пик-переживания" часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. "Термин "пик-переживание" - это обобщение для лучших моментов ...
Теоретическая часть. Биоэнергетическое
излучение человека как фактор коммуникации. О биокоммуникации с точки
зрения физиологии.
Общение животных, биокоммуникация, это связь между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов. Эти сигналы (специфические - химические, механические, оптические, акустические, электрические и др., или неспецифические - сопутствующие дыханию, движению, питанию и т.п.) воспринимаются соотве ...
Социогенетическая
историко-эволюционная ориентация в психологии личности: человек как личность
Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смы ...