Материалы по психологии » Когнитивные стили » Этапы становления значения термина «стиль»и стилевого подхода в психологии

Этапы становления значения термина «стиль»и стилевого подхода в психологии
Страница 2

В отечественную психологическую литературу термин «когнитивный стиль» (cognitive style) перешел из англоязычной литературы в виде термина-кальки, хотя точный перевод английского слова cognitive на русский язык соответствует слову познавательный.

Однако термины «познавательный» и «когнитивный » не являются синонимами применительно к современному понятийному строю отечественной психологии. «Познавательный » — имеющий отношение к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании в виде познавательного образа (сенсорного, перцептивного, мнемического, мыслительного), т. е. этот термин адресуется тому, что

отображено в познавательном образе. «Когнитивный» — имеющий отношение к психическим механизмам переработки информации в процессе построения познавательного образа на разных уровнях познавательного отражения, т. е. этот термин адресуется тому, как

строится познавательный образ. Строго говоря, в рамках второго этапа стилевого подхода речь шла об индивидуальных различиях в способах переработки информации о своем окружении, или собственно когнитивных стилях как об определенной разновидности познавательных стилей, под которыми — в более широком смысле слова — следует понимать индивидуально-своеобразные способы изучения реальности.

Термин «когнитивный стиль» использовался для спецификации особого рода индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности, которые принципиально отграничивались от индивидуальных различий в успешности интеллектуальной деятельности, описываемыми традиционными теориями интеллекта. Иными словами, стилевой подход сформировался в качестве своего рода альтернативы тестологическому подходу как попытка найти другие формы анализа интеллектуальных возможностей человека. В частности, утверждалось, что когнитивные стили — это формально-динамическая характеристика интеллектуальной деятельности, не связанная с содержательными (результативными) аспектами работы интеллекта. Кроме того, когнитивные стили рассматривались как характерные для данной личности устойчивые познавательные предпочтения, проявляющиеся в преимущественном использовании определенных способов переработки информации — тех способов, которые в наибольшей мере соответствовали психологическим возможностям и склонностям данного человека.

Отличительной чертой этого этапа является переход на операциональные определения когнитивных стилей, когда то или иное стилевое свойство определяется через процедуру его измерения (когнитивный стиль — это то, что измеряется с помощью конкретной стилевой методики). В итоге стилевые исследования оказались «инструментально привязанными». Именно это обстоятельство впоследствии привело к серьезным противоречиям на эмпирическом уровне и, в конечном счете, к разрушению идеологических основ традиционного стилевого подхода. Наконец, третий этап стилевого подхода, начало которого может быть приурочено к 80-м годам прошлого столетия, отличается тенденцией к гиперобобщению понятия стиль. В частности, понятие когнитивного стиля расширяется за счет появления новых стилевых понятий, таких как «стиль мышления» (Григоренко, Стернберг, 1996; 1997), «стиль учения» (Kolb, 1984; Honey,Mumford, 1986; Ливер, 1995), «эпистемологические стили» (Wardell, Royce, 1978) и т. п.

Страницы: 1 2 3 4


Описание методик исследования. Отношение к работе у сотрудников исправительной колонии
Было произведено анкетирование "Отношение к своей работе". Были взяты 2 группы по 20 человек со стажем работы от 1 года до 10 лет – "1 группа" и от 10 лет и более - "2 группа". Результаты анкетирования представлены в настоящей таблице. Ответы были представлены только Да/Нет. Вопросы Группы 1 гр ...

Детская мастурбация
Так уж получилось, что только в последние годы родители и воспитатели стали обращать внимание, на свою некомпетентность в одной из самых интимных сфер своих родительских полномочий (или обязанностей). Последствия могут оказаться принеприятнейшими. Первым их следствием может стать возникновение набора различных комплексов у детей. Возни ...

Ускорение привыкания первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры
Не секрет, что большинство так называемых педагогических приемов в этих обстоятельствах не срабатывает и проблема нарастает как снежный ком. Невнимательные дети становятся более невнимательными, а неусидчивые - еще неусидчивее. В этом случае помогут средства, накопленные за многие тысячелетия разными системами физической культуры. Умело ...