Особенности связной речи детей с зпр.
Страница 1

Речь детей с задержкой психического развития отличается от нормы. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны, а иногда и просто ошибочны. У таких детей затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений. Ряд грамматических категорий в их речи просто отсутствует. У детей этой группы часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слова, они недостаточно владеют его звуковым образом. Все это значительно затрудняет обучение чтению и письму.

Голубева Г.Г. в своей диссертации, исходя из данных констатирующего и обучающего эксперимента установила, что для дошкольников с ЗПР характерна несформированность речеслухового восприятия и дифференциация звуков. Особые трудности у детей данной категории вызывала дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков.

Для них характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи. Дети с ЗПР существенно затруднялись в восприятии и дифференциации различных видов интонационных структур, им было сложно не только самостоятельно воспроизвести необходимую интонацию, но и имитировать ее. Отмечается недоразвитие эмоциональной выразительности, что оказывает определенное влияние на способности детей выразить свои эмоции через интонационное оформление собственной речи.

Отмечено нарушение использования темповых характеристик предложения и особенности индивидуального темпа речи (отклонение темпа речи от нормального в сторону его замедления или убыстрения).

Для ребенка с задержкой психического развития, получившего задание пересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержания текста наиболее подробно, с наибольшей точностью. При передаче произведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняют основной сюжетной линии пересказа, соскальзывают на второстепенные детали. Страдает взаимосвязь отдельных частей.

Память ребенка с задержкой психического развития захватывает на непродолжительное время слова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержание памятью только для такой цели, они потом очень быстро «выветриваются», так и не входя в активный запас ребенка.

Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развития тормозит развития новых форм речи. Дети данной категории не умеют самостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составить рассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время психологи располагают данными о некоторых ее особенностях:

- излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла,

- неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевой активности,

- несформированность грамматического строя речи,

- недостаточность словообразовательных процессов.

Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития были выявлены Е. С. Слепович при изучении словаря и грамматического строя речи.

По данным В. И. Насоновой и Е. С. Слепович высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи.

Ф. А. Сохин считает, что детям с задержкой в развитии доступна простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных. Они легко соскальзывают с одной темы на другую, более знакомую . Рассказывая , дети часто повторяют одни и те же фразы , что указывает на нарушение динамики речевой деятельности, выступающей в несформированности внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, что в свою очередь указывает на задержку развития связной речи .

Страницы: 1 2


О биоэнергетических взаимодействиях.
Человек находится в сложном взаимодействии с окружающим миром, то есть с другими людьми и явлениями природы. Люди постоянно воздействуют на, окружающих людей и испытывают их обратное воздействие на себя. Человек должен знать о тех влияниях и связях, которые происходят при этих взаимодействиях. Какова же природа восприятия и осознания п ...

Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник. [27]
Методика определения личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как: · Любознательность (Л),. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные ...

Особенности самооценки младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, ...