Структура Я- концепции

До сих пор не существует ни универсального определения, ни единства в терминологии относительно этого понятия. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов.

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры [2, с.64].

На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это — чувство собственной преемственности и неповторимости. В нем выделены два элемента — Я- сознающее и Я-как-объект. Однако в реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Точно так же образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.

Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Структура Я- концепции

Большинство авторов при изучении Я-концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Хочется отметить, что у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. Но, с другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному намерению.

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Можно рассматривать его как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы также связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.


Семейные отношения как показатель развития тревожности в младшем школьном возрасте. Понятие семейных отношений
Межличностные отношения – психологические отношения, основанные на взаимной готовности субъектов к определенному типу неформального взаимодействия и общения, сопровождающегося чувством симпатии – антипатии. В межличностных отношениях участвуют механизмы восприятия и понимания друг друга. [9,71] Родительские позиции оказывают влияние на ...

Исследование
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика изучения методика "Тип мышления", модификация Г. Резапкиной, которая выявляет определенный тип мышления. С помощью данной методики были получены следующие данные в баллах, которые представлены в таблице ниже: Испытуемые П-Д А-С С-Л Н-О К Вед ...

Сущность Я – концепции
«Я-концепция» (self-concept) — восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека. Что же означает термин «Я-концепция», какой реальный психологический смысл в него вкладывается? В литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет ...