Материалы по психологии » Развитие компетентности родителей детей раннего возраста » Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста

Психолого-педагогическая характеристика раннего возраста
Страница 5

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. Он рано узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам начинает активно пользоваться местоимением «Я». В период времени от года до трех лет происходит превращение ребенка из существа, уже ставшего субъектом, т. е. сделавшего первый шаг на пути формирования как личности, к существу, осознающему себя как личность. Именно в этом возрасте возникает упомянутое выше психологическое новообразование «Я». Одновременно соответствующее слово появляется и в лексиконе ребенка.

После возникновения первичного представления о себе как об отдельно существующем субъекте и открытого заявления о себе как о личности в общении с окружающими людьми в психике ребенка появляются и другие новообразования личностного характера. [8]

В три года у детей формируется чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний, появляется потребность в самостоятельности.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния другого человека. [8]

В результате развития эмоциональной отзывчивости у ребенка формируется широкий спектр систем чувственных эталонов, соответствующих таким, например, общественно выработанным системам сенсорных качеств, как шкала музыкальных звуков, система геометрических форм или фонем родного языка. Усваивая чувственные эталоны, ребенок начинает пользоваться ими как основополагающими познавательно - чувственными нормами (своеобразными мерками) в определении своих произвольных действий, в первую очередь – в построении субъект – субъективных взаимоотношений к ним.

Таким образом, эмоциональная отзывчивость является базовой характеристикой эмоциональной саморегуляции как центральной составляющей чувственной культуры личности.[23]

Подводя итог данной главы можно сказать, что период раннего детства является наиболее активным в плане всестороннего развития личности. Но для гармоничного развития личности ребенка необходимо удовлетворять природную потребность познания ребенком окружающего мира. Только при выполнении этого требования возможно наиболее легко и просто научить ребенка всему чему угодно.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Структура психики человека
Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудо­вой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного чело­века. И хотя ...

Дошкольное детство (3 – 7 лет). Общая характеристика
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального фактического складывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные ...

Эмоции как особый класс психических процессов. Общая характеристика эмоций
В настоящее время большинство психологов считают, что эмоции – это не простой феномен. И поэтому существуют множество подходов к определению «эмоции».Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разр ...