Материалы по психологии » Развитие компетентности родителей детей раннего возраста » Рекомендации для родителей по семейному воспитанию детей раннего возраста

Рекомендации для родителей по семейному воспитанию детей раннего возраста
Страница 2

Отец не должен насмехаться над ребенком. Иногда, рассердившись на сына, отец выражает свое раздражение в виде насмешек. Так принято воздействовать на оппонента во взрослом мире. Ребенок же при этом чувствует себя униженным. Насмешки — слишком сильное средство для маленьких детей. Не ломайте психику малышу, если не хотите вырастить человека с избытком комплексов!

На самом деле перечисленным не исчерпывается влияние отца на своего ребенка. Существует еще столько нюансов, самых, казалось бы, безобидных мелочей, которые с папиной легкой руки вырастают либо в теплые воспоминания из детства, либо становятся самой горькой обидой на всю жизнь.[41]

Отцовская любовь к сыну более требовательна, к дочери более покровительственна. Мать, наоборот, скорее склонна баловать сына и больше притязаний предъявлять дочери. Такая ситуация вполне нормальна, если особенности характера родителей не приводят к ее нездоровому заострению. Именно такая расстановка сил способствует формированию мужских черт у мальчика и женских - у девочки. Мальчик, испытывающий аморфный либерализм отца и жесткую авторитарность матери, рискует вырасти никудышным мужчиной. А из девочки, которую отец подстегивает, а мать мягко обволакивает, скорее всего, получится странное создание с мужскими притязаниями, не подкрепленными реальной мужской силой.

Родителей часто тревожит, что их отношение к сыну и к дочери неодинаково. Но это вовсе не повод для беспокойства, если только речь не идет о явном предпочтении одного и отвержения другого. Надо отдавать себе отчет, что перед нами разные люди - будущий мужчина и будущая женщина, и отношение к ним невозможно уравнять. И не надо пытаться наделить каждого половинкой своей родительской любви. И сыну, и дочери нужна любовь целиком. Но каждому - своя.[42]

Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности.

Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, с «максимальной пользой». Если вы постоянно будете думать о том, что необходимо с ребенком заняться чем-то развивающим, это может плохо отразиться на ваших с ним отношениях. Поймите и примите тот факт, что моменты молчания, расслабления или просто веселой возни не менее благоприятны для общения и понимания друг друга, чем периоды внимания и совместных научных открытий.[11]

Не лгите. Если обстоятельства вынуждают вас солгать в присутствии ребенка, объясните ему в дальнейшем, почему вы считали необходимым так поступить.

Пусть ваши слова не расходятся с делом. Если вы делаете сами то, что запрещаете ребенку, объясните ему разницу между тем, что позволено детям, а что - взрослым. Сошлитесь на употребление вина: ребенок очень хорошо понимает, что он не должен пить вино, если хочет вырасти здоровым. Такой пример поможет ему лучше понять другие запреты.

Выполняйте свои обещания. Не обещайте того, что вы не в состоянии исполнить. Если же вы что-то пообещали ребенку и забыли, извинитесь перед ним, когда он или вы об этом вспомните.

Исключения. Объясните ребенку разницу между правилами без исключений (например, нужно давать руку взрослому перед переходом улицы) и теми правилами, отступления от которых возможны (например, час отхода ко сну может быть отсрочен, если происходит что-то интересное: пришли гости, по телевизору идет хорошая передача и т.д.) Покажите ему, что исключение потому и исключение, что случается редко: "Один раз - это не каждый раз, однажды - не всегда!"

Никогда не говорите: "Это не детское дело, ты все поймешь, когда вырастешь". Так можно навсегда погасить любопытство ребенка и его желание узнавать новое. Любую проблему поверните таким образом, чтобы она стала в какой-то степени доступной детям. Ребенок как бы окружен окнами, заклеенными черной бумагой. Не нужно сразу срывать всю бумагу и ослеплять его ярким и неожиданно хлынувшим светом, но каждый раз, когда он замечает такое окно, помогите ему найти отклеившийся уголок бумаги, начав с которого, он в своем собственном ритме постепенно снимет ее всю. Если вы скажете малышу, что для него эти окна просто не существуют, он рискует провести свою жизнь в сумраке!

Страницы: 1 2 3 4


Представления о типах высшей нервной деятельности
На основании изучения условно-рефлекторной деятельности собак И.П. Павлов создал свое учение о типах высшей нервной деятельности. В основу деления собак по типам ВНД была положена оценка: · силы основных нервных процессов возбуждения-торможения; · уравновешенности этих процессов; · подвижности этих процессов. На основании представле ...

Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований
Возникла насущная потребность системной организации целенаправленного научного поиска по ряду новых, приоритетных направлений. Обозначим хотя бы некоторые из них. Первое направление связано с тем, что в отличие от прежде преобладавшей в гуманитарных, общественных науках тенденции, когда человек рассматривался в соотнесении с различным ...

Результаты и их обсуждение
В итоге проведенного исследования и обработки данных были получены следующие результаты. 1. Исследование характера взаимодействия супругов в конфликтной ситуации по методике Ю. Алешиной, Е. Гозмана, Е. Дубровской. В результате проведенного опроса мы получили следующие данные: См. Табл.1 Приложение. Анализ эмпирических данных позволил ...