Материалы по психологии » Влияние профессиональной деятельности супругов на конфликтность в семье » Современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения

Современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения
Страница 2

Типичный мужчина все еще чувствует себя, отвлекаясь от его роли главного «добытчика», прежде всего ответственным за внешнюю сферу деятельности: например, «бумажную войну с властями». В хозяйстве он скорее займется необходимым ремонтом (который имеет то преимущество, что происходит не регулярно и дает возможность продемонстрировать техническую компетенцию) и позаботиться об автомобиле.

В тот период, когда «разделение труда» между мужчиной и женщиной постоянно публично дискутировалось, доля мужей, существенно помогавших женам в работе по дому, повысилась лишь незначительно.

В современном обществе по-прежнему существует мнение, что одним из признаков «мужественности» является хорошее финансовое положение мужчины. Многие женщины за рубежом, а теперь и в нашей стране оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения. Причем этот стереотип выявляет совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин, а также молодежи, относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег.

У подростков, отмечает Т.И. Юферева [47, с.85] представления о мужественности и женственности, очевидно являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых. У старших школьников представления о мужественности и женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей. Причем девочки старшего возраста отмечают, что мужчина должен быть смелым, мужественным, настойчивым, гордым. Женщина, должна быть ласковой, нежной, мягкой. Стереотипы мужественности и женственности описываемые и мальчиками и девочками, оказались во многом сходными.

Рассмотрим теперь основные направления в исследованиях гендерных стереотипов.

Первые исследования полоролевой стереотипизации были связаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениям женщин и мужчин друг о друге и о себе. Подытоживая эти исследования, в 1957г. Дж. Мак Ки и А. Шеррифс заключили, во-первых, что типично мужской образ – это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ напротив, включает в себя социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом, чрезмерная акцентуация как типично мускулинных, так и типично феминных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и пр., а женщин – формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и пр. Авторы пришли к выводу о том, что в целом, мужчинам приписывается больше положительных черт, чем женщинам.

Начиная с 60-х годов большую популярность приобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин и женщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах их профессиональных успехов.

Так, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности. Эти данные были подтверждены экспериментальными исследованиями, проведенными П. Голдберг [28,c.43].

Получив сходные с предыдущими результаты, К. Доу попыталась интерпретировать их с помощью теории каузальной атрибуции, в соответствии с которой, успех или неудача в какой-либо деятельности объясняются по-разному в зависимости от того, являются ли они неожиданными или, напротив, ожидаемыми, вероятными. Ожидаемому поведению обычно приписываются так называемые стабильные причины, а неожиданному – нестабильные. Поэтому в соответствии с полоролевыми стереотипами хорошее выполнение задачи, высокий результат в чем-либо, достигнутый мужчиной, чаще всего объясняют его способностями, а точно такой же результат, достигнутый женщиной, объясняется ее усилиями, случайной удачей или другими нестабильными причинами.

С. Кислер установила, что и «способности» и «усилия» могут иметь различные оценочные коннотации при объяснении поведения мужчин и женщин [34,c.77]. Так, например, при объяснении успеха женщины фактор усилий рассматривается чаще всего, как нестабильный и в целом имеет некоторую негативную оценочную окраску, а применительно к профессиональным успехам мужчин этот фактор интерпретируется как стабильный и имеющий положительную оценочную валентность, как необходимое условие «естественной мужской потребности в достижении», как средство преодоления барьеров и трудностей, возникающих на пути к цели.

Страницы: 1 2 3 4


Многообразие характера гениальности
Гении неисчерпаемо многообразны и зачастую представляют собой совершенно противоположные типы личностей. Приведем несколько примеров. М. Фарадей в 40 лет, после своего эпохального открытия явления электромагнитной индукции, устояв против соблазна уйти в промышленность ради крупных заработков, довольствуется пятью фунтами стерлингов в ...

Милицейский класс
Как мы видим в милицейском классе в апреле 2005 г. наибольшей выраженности достигали показатели спонтанности, агрессивности, сензитивности и эмотивности. В соответствии с ключом этой методики, высокие показатели по этим шкалам соответствуют стремлению к лидированию, развитию эгоцентризма и склонности к агрессивной манере самоутверждени ...

Рекомендации для родителей по семейному воспитанию детей раннего возраста
Обычно роль папы в данный период - материально обеспечивать семью. Да, они очень устают на работе… Но, пожалуйста, папы, когда вы приходите вечером домой, уделите ребенку хотя – бы 5-10 минут - покатайте его на спине, поборитесь с ним, прочитайте ему на ночь книжку, искупайте его. Для ребенка эти минуты общения с вами также очень важны. ...