Современные аспекты полоролевых стереотипов и
основные направления их изученияСтраница 3
В реальном межличностном взаимодействии и в чисто личностном плане компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором: высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин. Такой вывод логически следует из экспериментального исследования, в котором было показано, что в целом мужчины и женщины стремятся исключить из своей группы компетентных женщин. Авторы интерпретируют полученные ими результаты так: высокая компетентность женщины опровергает существующие стереотипы. При этом возникает несколько способов отреагировать на это противоречие: 1) изменить стереотип; 2) опровергнуть факт наличия компетентности; 3) вообще устранить противоречие путем фактического устранения, исключения компетентной женщины из группы. Два последние, как отмечает В.С. Агеев, используются чаще всего, причем не только в экспериментальной ситуации, но и в реальной жизни [1,c.26].
Следует отметить, что, по мнению западных исследователей, имеется тенденция к расширению мужской родительской роли. Есть немало свидетельств того, что эта роль постепенно вбирает в себя некоторые составляющие, традиционно приписываемые материнскому поведению. Например, в Скандинавских странах воспитание 2-3 летнего ребенка стало добровольно осуществляться одним из родителей. Как правило, на работу выходит тот, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по воспитанию ребенка. И как показывает практика, мужчины оказались весьма дееспособными в воспитании. Это свидетельствует о том, что наметилась явная тенденция к сближению специфических характеристик отцовства и материнства. Любовь перестает быть прерогативой матери, а отец уже не является единственным воплощением авторитета, закона и внешнего мира. Все это относится в равной мере к обоим полам, и распределение ролей скорее зависит от личностных характеристик, чем от принадлежности к тому или иному полу.
В последние годы представления о мужских и женских ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но мужчин Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие [23, с. 20].
Как отмечает Б. Борисов, существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину [6,c.33].
Первый отрицательный эффект заключается по мнению автора в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть на самом деле.
Второй отрицательный эффект половых стереотипов – это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник события.
Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Обобщая данные проведенного исследования проблем полоролевого стереотипа, можно сделать следующие выводы.
Традиционные представления о предназначении мужчин и женщин в обществе характеризовались следующими особенностями: женщина неполноценное и зависимое существо; низшее по сравнению с мужчиной существо, так как ей присущи крайняя слабость и ограниченность; ее основное предназначение - служить мужчине и быть ему полезной.
Можно с уверенностью сказать, что с начала ХIX в до начала 60-х годов на Западе определение ролей полов не менялось. Для этого периода характерно четкое разграничение функций мужчин и женщин, доводившееся в некоторых случаях до бескомпромиссного дуализма, в рамках жесткой иерархической модели. Женщина рожала детей и вела хозяйство. Мужчина завоевывал мир и отвечал за жизнь семьи.
Личностные особенности учащихся, имеющих вторую группу психосоматического
здоровья
Задачу исследования по выявлению личностных особенностей учащихся, имеющих вторую группу психосоматического здоровья, мы будем решать по такому же алгоритму, как и в предыдущей выборке подростков.
Рассмотрим коэффициенты корреляции, полученные в этой выборке учащихся (см. таблицу 3.10.).
Таблица 3.10. Корреляционные взаимосвязи между ...
Требования, предъявляемые к процессу обучения
В педагогике долгое время существует и успешно применяется классификация методов обучения. Посмотрим, как в нее вкладывается обучающая система, как метод обучения:
1) классификация по источнику знаний:
· практические методы;
· наглядные методы;
· видео методы.
2) классификация по активности обучаемого:
· активная;
· пассивная.
3 ...
Профессиональный стресс у медицинских работников
Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»). В литературе встр ...