Выводы

В последние несколько десятилетий представления о том, что такое семья, какие роли в ней у мужчины и женщины значительно изменились. Традиционная модель семьи, просуществовавшая несколько столетий и точно определявшая ценности, правила и семейные роли, под влиянием изменений в жизни общества начала разрушаться и перестала быть единственно возможной и правильной. Мужчина перестал быть единоличным главой семьи, единолично зарабатывать деньги и делать карьеру. Женщина же, наоборот, перестала выполнять в семье только роль зависимой от супруга домохозяйки и стала зарабатывать деньги, делать карьеру и принимать активное участие в жизни общества.

Существовавшее равновесие жизни нарушилось, но традиционные гендерные стереотипы продолжают оставаться достаточно сильными. Это находит отражение в полоролевой дифференциации взаимоотношений супругов.

Под полоролевой дифференциацией мы понимаем степень жесткости (или специализации) в распределении семейных ролей.

Характер взаимоотношений в современных семьях в значительной степени определяет уровень занятости в профессиональной деятельности супругов.

Мы предположили, что степень занятости супругов в профессиональной деятельности по-разному влияют на мужчин и женщин, а в семьях, где женщины имеют более высокую занятость в профессиональной сфере, уровень конфликтности выше, а количество нестабильных и проблемных браков больше.

Целью нашего исследования было выявление влияния высокой занятости в профессиональной деятельности одного из супругов на конфликтность в семье.

Выбранные нами методики дали возможность определить, что:

Характер взаимодействия супругов в решении семейных конфликтов изменился в сторону их деструктивного решения с началом повышенной профессиональной занятости одного из супругов (в семьях с высокой профессиональной занятостью женщин, этот показатель более высокий).

Особенно остро протекают конфликты в ролевой сфере, взаимной информированности, а также в сфере досуга.

В семьях, где повышенная профессиональная занятость характерна для женщин, выявлены более разрушительные тенденции в характере супружеских отношений, чем в семьях, где повышенная занятость в профессиональной сфере характерна для мужчин. Это находит выражение в снижении стабильности семей, в повышении уровня конфликтности супругов и более низкой удовлетворенности браком.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о негативных тенденциях в супружеских семьях, где один из супругов чрезмерно занят своей профессиональной деятельностью, а в тех семьях, где женщина имеет более высокую профессиональную занятость, чем мужчина, уровень конфликтности во взаимоотношениях выше, что собственно подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

Полученные данные свидетельствуют о том, что процесс адаптации супругов к новым условиям профессиональной деятельности, сопряженной с высокой профессиональной занятостью, требованиями корпоративных традиций и др. причинами проходит сложно и ставит перед супругами ряд серьезных проблем (количество стабильных семей сокращается, растет число нестабильных и даже проблемных семей). Это свидетельствует о необходимости оказания таким семьям квалифицированной психологической помощи.


Сущность воспитания как педагогического процесса
Цель воспитания реализуется, прежде всего, через содержание общего образования и содержание воспитания как специально организованной воспитательной работы, осуществляемой педагогами и родителями. Содержание внеклассной воспитательной работы осуществляется на основе научных рекомендаций, разрабатываемых учеными в соответствии с социальн ...

Эмпирическое исследование развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Планирование и организация исследования
Задачей практической части нашего исследования является изучение развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Исследование проводилось на базе Тотемской средней школы № 3 (начальные классы). В исследовании участвовали учащиеся первого класса в возрасте от 7 до 8 лет. Количество детей – 18 человек. Из них 7 девочек и 11 мальчиков. Э ...

Рефлекторная теория психики
Понятие рефлекса (по латыни - отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы, В начале прошлого века физиология достаточно изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежат И.М. Сеченову и И.П. Павлову. Так, И.М. Сеченов в сво ...