Психоанализ о личности » Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда

Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Страница 1

Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности – пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из детских стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты.

Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребенок хочет сосать грудь, когда у него появляется биологическая потребность, а мать устанавливает режим, удобный ей. На оральной стадии формируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признать события, которые вызывают дискомфорт. Этот тип защиты отрицает и саму логику, так что наблюдателю кажется абсурдной. Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая: «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнера свои истинные табуируемые чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!» Наконец, интроекция – это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью избежать исходящей от него угрозы. На этом типе защиты основан Стокгольмский синдром.

Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.

Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни. По мнению Фрейда, главное удовольствие в этом возрасте связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта состоит в том, что родители стараются приучить ребенка к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, развиваются те или иные черты личности. Если родители потакают ему, не требуют самоконтроля, то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И наоборот, излишнее давление на ребенка приводит к формированию «анального характера», доминирующими чертами которого выступают скупость, упрямство, аккуратность, пунктуальность и педантичность.

Защитными механизмами, развивающимися на этой стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и реактивное образование. При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую. Например, лиса говорит: «Зелен виноград». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие. Травмирующая часть становится мишенью защиты и подавляется, вычеркивается из сознания, в дальнейшем существуя в бессознательном, а в сознании присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем то другим. Реактивное образование подразумевает замену неприемлемого для «Сверх-Я» чувства или поведения на прямо противоположное. Так родитель, бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость подобной опеки и заботы служит симптомом проявления вытесненной агрессии.

Фаллическая стадия разворачивается на третьем – пятом году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, т.к. с нее начинается развитие психологических различий между мальчиками и девочками. Мальчики, по Фрейду испытывают гордость от того, что они обладают пенисом и страх его лишиться. Девочки же завидуют мальчикам. Единственный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины – выйти замуж и родить сына, отказавшись от профессиональных амбиций.

Страницы: 1 2


Этапы становления значения термина «стиль»и стилевого подхода в психологии
Можно выделить три этапа становления значения термина «стиль» и соответственно стилевого подхода в психологии. На первом этапе стиль рассматривался в контексте психологии личности для описания индивидуально-своеобразных способов взаимодействия человека со своим социальным окружением. Впервые термин «стиль» появился в психоаналитических ...

Обоснование эксперимента
Физиологический механизм условно-рефлекторной пищевой реакции у собаки осуществляется следующим образом: пища, попадая в полость рта, раздражает вкусовые рецепторы, при этом в нервных окончаниях чувствительного нерва возникает возбуждение, передающееся по центростремительным нервам к слюноотделительному центру, находящемуся в продолгова ...

Естественнонаучные основы психологии. Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, - это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определен ...