Психоанализ о личности » Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда

Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Страница 1

Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции Фрейда, являются, безусловно, врожденными, однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности – пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из детских стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты. строби фунгицид инструкция по применению для винограда

Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребенок хочет сосать грудь, когда у него появляется биологическая потребность, а мать устанавливает режим, удобный ей. На оральной стадии формируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признать события, которые вызывают дискомфорт. Этот тип защиты отрицает и саму логику, так что наблюдателю кажется абсурдной. Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая: «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнера свои истинные табуируемые чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!» Наконец, интроекция – это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью избежать исходящей от него угрозы. На этом типе защиты основан Стокгольмский синдром.

Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.

Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни. По мнению Фрейда, главное удовольствие в этом возрасте связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта состоит в том, что родители стараются приучить ребенка к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, развиваются те или иные черты личности. Если родители потакают ему, не требуют самоконтроля, то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И наоборот, излишнее давление на ребенка приводит к формированию «анального характера», доминирующими чертами которого выступают скупость, упрямство, аккуратность, пунктуальность и педантичность.

Защитными механизмами, развивающимися на этой стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и реактивное образование. При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую. Например, лиса говорит: «Зелен виноград». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие. Травмирующая часть становится мишенью защиты и подавляется, вычеркивается из сознания, в дальнейшем существуя в бессознательном, а в сознании присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем то другим. Реактивное образование подразумевает замену неприемлемого для «Сверх-Я» чувства или поведения на прямо противоположное. Так родитель, бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость подобной опеки и заботы служит симптомом проявления вытесненной агрессии.

Фаллическая стадия разворачивается на третьем – пятом году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, т.к. с нее начинается развитие психологических различий между мальчиками и девочками. Мальчики, по Фрейду испытывают гордость от того, что они обладают пенисом и страх его лишиться. Девочки же завидуют мальчикам. Единственный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины – выйти замуж и родить сына, отказавшись от профессиональных амбиций.

Страницы: 1 2


Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания пор ...

Предпосылки создания психоанализа
Своих больных Фрейд лечил принятыми в то время методами физиотерапии. Считалось, что поскольку нервная система представляет собой материальный орган, то и болезненные изменения, которые в ней происходят, должны иметь материальные причины. Поэтому устранять их следует посредством физических процедур, воздействуя на больного теплом, водой ...

Виды одарённости
Безусловно, единство мнений всех авторов, рассматривающих проблему одарённости, можно отметить лишь включения в критерии одарённости «развитие интеллекта выше среднего». Во многом понимание интеллекта основывается на концепции Ж.Пиаже - это воспроизведение раннее усвоенного опыта с формированием на основе субъектно-ориентированной актив ...