Психоанализ о личности » Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда

Периодизация личностного развития в теории З. Фрейда
Страница 2

На фаллической стадии разворачивается центральный для фрейдистской интерпретации личности конфликт, эдипов комплекс. Суть его заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает ненависть к отцу, как к сопернику. Позитивный путь разрешения данного конфликта состоит в идентификации с родителем своего пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь.

Основной механизм защиты в это время – вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.

На фаллической стадии происходит формирование «Сверх-Я».

Латентный период продолжается с пяти-шести лет до начала подросткового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энергия «либидо» направлена направлена на овладение различными навыками, необходимыми во взрослой жизни.

Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и продолжается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной стадии общество предлагает легальный способ удовлетворения сексуального влечения – брак, поэтому интенсивность психосоциального конфликта снижается. Кроме того, конфликт может быть смягчен за счет самой эффективной формы психологической защиты – сублимации. Сублимация – это процесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социально поощряемый. Часто такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. Человек, которому удалось достигнуть генитальной стадии развития хорошо адаптирован и полезен обществу.

Пример сублимации. Из рассказа духовного учителя Микаэля Айванхова, жившего во Франции. «Однажды ко мне пришла молодая девушка, прекрасно воспитанная. Ее направили ко мне, т.к. ей не мог помочь ни один психоаналитик. Девушку преследовал образ мужского полового органа, который она видела повсюду: на вещах, на фруктах, на цветах, даже на потолке. Она пробовала бороться с этим навязчивым образом – все напрасно! Она очень страдала, считая себя грешной, проклятой.

Когда она закончила свой рассказ, я начал громко смеяться. Удивленная, она спросила, почему я смеюсь? Я сказал: «То, что с Вами происходит так естественно, так обычно! Природа могущественна, мир тысячелетиями устроен таким образом, что мужчин и женщин притягивает друг к другу. Сексуальные образы преследуют всех мужчин и женщин, просто надо знать, как на это реагировать.

Когда этот образ снова явится, не надо мучиться, не надо с собой бороться, смотрите на него спокойно, но измените свою манеру мышления. Подумайте о том, что этот орган прекрасен, могуществен, ибо он служит передатчиком жизни. Размышляя так, Вы начнете восторгаться умом и мудростью Создателя и забудете о том, что Вас терзает. Этот образ послужит Вам отправной точкой на пути к Создателю»».

Страницы: 1 2 


Познающий элемент в личности
Сравнительно с эмпирической личностью, чистое Ego представляет гораздо более сложный предмет для исследования. «Я» есть то, что в каждую данную минуту сознает, между тем как эмпирическая личность есть только одна из сознаваемых объектов. Другими словами, чистое «я» есть мыслящий субъект. Немедленно возникает вопрос: что такое этот «мысл ...

Современные аспекты полоролевых стереотипов и основные направления их изучения
Экономический рост в Западной и Центральной Европе в 50 - е начале 70-х гг. прошлого века сформировал устойчивый спрос на женскую рабочую силу. Во всех европейских промышленно развитых странах была зафиксирована тенденция к увеличению числа замужних женщин, занятых профессиональным трудом. Как отмечает Р. Зидер, увеличение численности ...

Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности. Организация и методы исследования
Для подтверждения гипотезы о том, что в коллективе старших школьников позиции неформальных лидеров занимают личности, обладающие высоким уровнем общей коммуникативной толерантности был разработан следующий экспериментальный план: 1. Провести теоретический анализ явления социально-психологической толерантности. 2. Провести исследование ...