Теоретические задачи возрастной психологииСтраница 1
— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;
— периодизация психического развития в онтогенезе;
— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи создания «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому».
Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».
Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.[3]
Практические задачи возрастной психологии:
— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
— возрастная и клиническая диагностика;
— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
Таблица 1
Возрастная психология как наука | |
Объект |
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек |
Предмет |
Возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе |
Теоретические |
Проблема движущих сил, источников и механизмов пси-задачи хического развития на всем протяжении жизненного пути (проблемы) человека — Проблема периодизации психического развития в онтогенезе — Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов — Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний — Проблема возрастного развития личности и др. |
Практические задачи |
— Определение возрастных норм психических функций, вы - задачи явление психологических ресурсов и творческого потенциала человека — Возрастная и клиническая диагностика — Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи, родителям в проблемных ситуациях — Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека — Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и -др. |
Основные теории изучения познавательных процессов. Основные
теории изучение памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти н ...
Половое развитие мальчиков
Половое созревание мальчиков происходит в течение довольно продолжительного периода – в течение 5-7 лет. Процесс разделяют на 5 стадий:
· Первая стадия - препубертатный период (6-10 лет). В это время происходит препубертатное увеличение яичек. [7]
· Вторая стадия – период повышенной активности гипофиза (10 -13 лет) Выделяются гормоны, ...
Младший школьный возраст как период формирования адекватной самооценки.
Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьного возраста
Р. С. Немов под личностью рассматривал человека, представителя определённого общества, сознательного деятеля, занимающего в нём определённое положение, выполняющего социальные роли, наделённого природными особенностями.
По мнению Л.Ф. Обуховой, личностью ребёнок становится с рождения. Однако развитие ребёнка представляет собой сложный ...