Сознание человека и психофизическая реальностьСтраница 1
Необходимо отметить, что вопрос о биополе тесным образом связан с пониманием сущности фундаментальных уровней структурной организации материи. Подчеркивая важность проблемы, философ и психолог, член-корреспондент АН СССР А.Г. Спиркин отмечает следующее: „В мировоззренческом плане здесь вырисовывается более богатое представление о материи и формах ее проявления . В общетеоретическом плане мы здесь сталкиваемся с неким новым связующим звеном между психическими, биологическими и физическими процессами, со своеобразной психобиофизической реальностью" [20].
Определение материи как „ .объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них", существенно разнилось и обогатилось новым содержанием за последние десятилетия. Наука подтвердила правоту идеи о многообразии форм материи: открыты различные корпускулярные виды материи (мезоны, барионы, лептоны), полевые формы, резонансы (резонансные частицы), представляющие собой короткоживущие возбужденные состояния сильнодействующих частиц (адронов), открыты „виртуальные" частицы физического вакуума. В Большой Советской Энциклопедии в статье о материи указывается: „В мире может существовать множество других, неизвестных еще нам видов материи с необычными свойствами, но все они элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания". Но вся острота проблем пси-явлений в целом состоит именно в том, что, исходя из имеющихся к настоящему времени твердо установленных фактов, следует признать, что есть виды материи, зависящие от сознания, мысли. Энергоинформационный дуализм представляет собой не просто философское умозрительное понятие, а становится объективной реальностью, данной человеку в ощущениях, так же как дуализм волны и частицы в электромагнетизме или как связаны материя и энергия в знаменитой формуле А. Эйнштейна. Мысль материальна, но это материя особого рода - психическая материя, и задача современной пауки состоит в ее глубоком познании как единицы психики человека, его сознания.
Сознание и мысль являлись изначальными свойствами человеческого мозга, а его функционирование как органа сознания не требует особого физического обоснования и тем более какой-либо связи с фундаментальными природными процессами для понимания психической деятельности человека. В психологии физическая природа мысли как таковой не рассматривается, ибо она считается данной изначально [22].
Но как уже отмечалось ранее, важная роль сознания для физического мира давно отмечалась прогрессивными учёными. Всемирно известные физики, определившие развитие научных основ естествознания в XX веке, как Н. Бор, Л.де Бройль, В. Гейзенберг, В. Паули, М. Планк Э. Шрёдингер и выдающиеся отечественные мыслители В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и другие учёные, признавали важное значение сознания в природе.
Приведём некоторые наиболее чёткие высказывания физиков о роли сознания в физическом мире. Известный физик-теоретик Е. Вигнер в одной из своих работ по квантовой теории отмечает: “Невозможно было формулировать законы квантовой механики в полностью последовательным образом без ссылки на сознание” [42]. Автор квантово-механического волнового уравнения Э. Шрёдингер указывает: “ .сознание есть то, благодаря чему этот мир становится явным, благодаря которому, действительно, мы можем совершенно ясно сказать, что он явно присутствует, что этот мир состоит из определённых элементов сознания”. Физик-философ К. Вайцзекер прямо заявляет: “ .сознание и материя являются различными сторонами одной и той же реальности”. В.И. Вернадский в работе, посвящённой сознанию, говорил так: “ .есть необходимость принять реальное влияние сознания человека, то есть свойства живого, на явления, идущие в реальном пространстве натуралиста”.
Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. От других методов исследования тесты отличаются тем, что п ...
Интересы
Одним из мотивационных образований, побуждающих поведение человека является интерес. Каково его психологическое содержание, его специфическое отличие от других мотивационных образований?
Анализируя психологическое содержание интереса психологи, как правило, выделяют в них потребности и положительное переживание этой потребности. В этой ...
Работа №4: Логическая и механическая память
Задача исследования: Исследование логической и механической памяти методом запоминания 2 рядов слов.
Оснащение опыта: Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Порядок работы:
Экспериментатор читает испытуемому 15 пар слов первого ряда (интервал между парой – 5 секунд). П ...