Сознание человека и психофизическая реальность
Страница 1

Необходимо отметить, что вопрос о биополе тесным образом связан с пониманием сущности фундаментальных уровней структурной организации материи. Подчеркивая важность проблемы, философ и психолог, член-корреспондент АН СССР А.Г. Спиркин отмечает следующее: „В мировоззренческом плане здесь вырисовывается более богатое представление о материи и формах ее проявления . В общетеоретическом плане мы здесь сталкиваемся с неким новым связующим звеном между психическими, биологическими и физическими процессами, со своеобразной психобиофизической реальностью" [20].

Определение материи как „ .объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них", существенно разнилось и обогатилось новым содержанием за последние десятилетия. Наука подтвердила правоту идеи о многообразии форм материи: открыты различные корпускулярные виды материи (мезоны, барионы, лептоны), полевые формы, резонансы (резонансные частицы), представляющие собой короткоживущие возбужденные состояния сильнодействующих частиц (адронов), открыты „виртуальные" частицы физического вакуума. В Большой Советской Энциклопедии в статье о материи указывается: „В мире может существовать множество других, неизвестных еще нам видов материи с необычными свойствами, но все они элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания". Но вся острота проблем пси-явлений в целом состоит именно в том, что, исходя из имеющихся к настоящему времени твердо установленных фактов, следует признать, что есть виды материи, зависящие от сознания, мысли. Энергоинформационный дуализм представляет собой не просто философское умозрительное понятие, а становится объективной реальностью, данной человеку в ощущениях, так же как дуализм волны и частицы в электромагнетизме или как связаны материя и энергия в знаменитой формуле А. Эйнштейна. Мысль материальна, но это материя особого рода - психическая материя, и задача современной пауки состоит в ее глубоком познании как единицы психики человека, его сознания.

Сознание и мысль являлись изначальными свойствами человеческого мозга, а его функционирование как органа сознания не требует особого физического обоснования и тем более какой-либо связи с фундаментальными природными процессами для понимания психической деятельности человека. В психологии физическая природа мысли как таковой не рассматривается, ибо она считается данной изначально [22].

Но как уже отмечалось ранее, важная роль сознания для физического мира давно отмечалась прогрессивными учёными. Всемирно известные физики, определившие развитие научных основ естествознания в XX веке, как Н. Бор, Л.де Бройль, В. Гейзенберг, В. Паули, М. Планк Э. Шрёдингер и выдающиеся отечественные мыслители В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и другие учёные, признавали важное значение сознания в природе.

Приведём некоторые наиболее чёткие высказывания физиков о роли сознания в физическом мире. Известный физик-теоретик Е. Вигнер в одной из своих работ по квантовой теории отмечает: “Невозможно было формулировать законы квантовой механики в полностью последовательным образом без ссылки на сознание” [42]. Автор квантово-механического волнового уравнения Э. Шрёдингер указыва­ет: “ .сознание есть то, благодаря чему этот мир становится явным, благодаря которому, действительно, мы можем совер­шенно ясно сказать, что он явно присутствует, что этот мир состоит из определённых элементов сознания”. Физик-философ К. Вайцзекер прямо заявляет: “ .сознание и материя являются различными сторонами одной и той же реальности”. В.И. Вернадский в работе, посвящённой сознанию, говорил так: “ .есть необходимость принять реальное влияние сознания человека, то есть свойства живого, на явления, идущие в реальном пространстве натуралиста”.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1 Психологические характеристики малой группы Приложение 2 Соотношение социальных статусов, социальных ролей и поведения Приложение 3 Стили лидерства Авторитарный стиль Демократический стиль Пассивный стиль Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Делегирование ...

Методологические основания теории личности
Таким образом, определены исходные принципиальные позиции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «общепсихологическая». Речь в данном случае идет не столько о ее общей методологической и онтологической схеме (при всей ее важности), сколько о том, что данный теоретическ ...

Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Естественно, возникает вопрос: что же затрудняет, а что, напротив, облегчает детям адаптацию к школе? Как уже было сказано, одной из причин затрудненной адаптации многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостат ...