Введение
Страница 1

Актуальность

Хронические заболевания относятся к числу факторов, которые способствуют стойкому снижению трудоспособности, потенциально приводят к инвалидизации. При этом одной из причин падения работоспособности могут быть изменения психики, возникающие у заболевших. Рассмотрению процесса адаптации больных с хроническим заболеванием и посвящена данная дипломная работа.

Психологические проблемы человека с хроническим заболеванием находятся в настоящее время в центре внимания психологов, благодаря всё возрастающему количеству всевозможных болезней, характеризующихся хроническим течением. Глобальной задачей психологии в данном случае является сохранение нормального качества жизни хронического больного.

За последнее десятилетие активно разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, были разработаны достаточно информативные методы психологической диагностики отношения к болезни при соматической патологии, выполнен большой объем экспериментально-психологических работ на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной недостаточностью, диабетом и т.д. Любое соматическое заболевание, особенно хроническое или длительно текущее, сопровождается нервно-психическими нарушениями (В.А.Ромасенко, К.А.Скворцов,1961; Е.Ф.Бажин, А.В.Гнездилов,1988; F.Adams,1993; M.Meli,1993). Хроническое заболевание оказывает серьёзное влияние на психологический статус и личностное развитие индивида.

Проблема личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии; различным аспектам проблемы посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов (Piaget J., Jung С., Cattell J., Eysenck H., Freud S., Rogers C., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Ковалев А.Т., Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Петровский А.В, Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. и другие).

В то же самое время представляется, что в психологии пока недостаточно изучены основные факторы, условия функционирования личности в особых ситуациях, одной из которых может быть наличие хронического заболевания. Исследования личности больных хроническими заболеваниями позволяют разработать конкретные адресные программы коррекции и развития личности с учетом общих закономерностей психического развития и индивидуальных особенностей хронических больных.

Содержание особой, обостренной ситуации развития может быть обусловлено физической неполноценностью человека, неизлечимым или хроническим заболеванием, нахождением в специальных учреждениях, отсутствием родителей на ранних этапах онтогенеза и т.п. Наиболее актуальным мы считаем изучение основных факторов формирования личности в условиях хронического заболевания, т.к. во-первых, именно хронические заболевания чаще всего обусловливают формирование обостренной социальной ситуации развития.

Во-вторых, как показал анализ доступной научной литературы, психологические исследования проблем формирования личности в условиях хронического заболевания проводятся в основном не столько психологами, сколько медиками, т.е. в основе психологических исследований находятся теоретические положения не психологии, а медицины, что отражается на интерпретации результатов исследований. Так, особенности личности больных хроническим заболеванием нередко рассматриваются только как следствие болезни и изменений нервной системы в процессе заболевания, т.е. переоценивается роль биологических факторов в формировании личности и недооценивается роль социальных и психологических факторов.

Дальнейшие психологические исследования личности хронических больных требуют применения методологических принципов психологии, в первую очередь, принципа детерминизма, единства сознания и деятельности, принципа развития, системности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский и др.).

Исследования проблем психологической адаптации больных хроническим заболеванием позволят определить меры по оказанию своевременного эффективного воздействия на процесс адаптации к заболеванию, по предупреждению негативных личностных новообразований.

Проблемы психологической адаптации изучаются многими отечественными психологами (Л.В. Ключникова, И.К. Кряжева, Н.М. Лебедева, К.А. Мантаева, Н.Н. Мельникова, Т.Г. Стефаненко, Н.С. Хрусталева, М.С.Яницкий и др.). Целостный процесс адаптации в аспектах стресса, которые отражают процесс нарушения адаптации и стрессоустойчивости, рассматривают в своих трудах А.А Баранов, В.М. Генковска, Л.Г. Дикая, В.Г.Норакидзе, Н.Д.Левитов, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин, К.К.Платонов, Я. Рейковский). Адаптация, в отличие от простого приспособления, понимается сегодня как активное взаимодействие человека с социальной средой с целью достижения его оптимальных уровней по принципу гомеостаза и отличающегося относительной стабильностью.

Страницы: 1 2


Быстрый сон
Существует целый ряд теорий и гипотез о природе и значении парадоксального сна. В отличие от медленного сна, быстрый сон имеет ярко выраженную активную природу. Парадоксальный сон запускается из чётко очерченного центра, расположенного в задней части мозга, в области варолиевого моста и продолговатого мозга. Во время этой стадии сна кле ...

Игра как средство развития семейных взаимоотношений
Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру ...

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом в работах специалистов. Особенности организации процесса обучения в России
В России процесс обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта зарождался под влиянием педагогических идей К. Д. Ушинского, В. П. Кащенко, которым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908) и в издании первых методов, руководства по р ...