Материалы по психологии » Проблема адаптации учащихся при поступлении в школу » Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе

Значение учителей и родителей в адаптации детей к школе
Страница 2

Особого внимания требуют дети, которые до школы воспитывались дома и оттого мало общались с посторонними взрослыми. Ребенка окружали любящие мама и папа, бабушка и дедушка, которые были снисходительны к капризам и желаниям, не всегда могли настоять на своем, потребовать выполнения того, что не очень нравилось малышу. Такой ребенок поначалу и в школе, так же как и дома, пытается капризничать, настаивать на своем; а когда встречает отпор, то отказывается учиться вообще. Маленький ученик может в раздражении швырнуть книги и тетради, расплакаться; а дома будет жаловаться на то, что учительница не любит его. К сожалению, такие жалобы встречают не только сочувствие родителей (это необходимо), но и осуждение действий учителя. Даже если требования педагога, не совсем справедливы, не стоит обсуждать эту проблему с ребенком и при ребенке. Необходимо объективно разобраться в ситуации, не обвиняя ни одну, ни другую сторону.

Кто-то быстро осваивается в новом коллективе, работает вместе с товарищами и зорко следит: у кого лучше, кто первенствует? Но немало и других, для кого постоянное общение со сверстниками на уроках и на перемене не всегда под силу. Такие дети долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стене. А иные, стремясь привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут унизить одноклассника ("Ты ничего не понимаешь", "Я лучше тебя знаю", "Ты это не умеешь, а я умею" и т.д.); и тоже не находят общего языка с товарищами. А получив отпор, часто ябедничают, жалуются, пытаясь хоть так привлечь к себе внимание взрослого.

Как быть в подобной ситуации? Прежде всего надо запастись большим терпением (и тактом, и беспристрастностью), иначе не найти трезвого объяснения постоянно возникающим конфликтам. Не стоит винить "плохих детей" и "неумелого учителя"; не надо винить и самого ребенка. Нужно постараться объяснить ребенку: "Маша не умеет писать, но она хорошо танцует", "Коля плохо читает, но он добрый и много знает о животных" и т.д. Хорошо бы найти общее дело для одноклассников. Это позволило бы сплотить их, сдружить, но было бы лучше учить общению со сверстниками еще до школы.

Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга, глазами взрослых, а в школе чаще всего - глазами учителя. В первом классе учитель, как правило, не использует в первые месяцы обучения отметки для оценки успехов ребенка. Стараются не делать этого потому, что непривычная отметка может оказаться слишком сильным и психотравмирующим средством, затрудняющим адаптацию ребенка к школе. Но в жизни учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки; поэтому вместо традиционных цифр используются рисунки, штампики, звездочки и другие символы, оценивающие успехи так же, как старые пятерки, четверки и тройки. "А мне сегодня поставили штампик - Буратино, он самый красивый, я лучше всех писал. А Сашке ничего не поставили; и вообще у него в тетради ни одного штампика", - рассказывает первоклассник.

В таких случаях и штампики, и звёздочки равнозначны отметкам, ведь все это для ребенка - условные знаки его успехов. Поэтому тревожность, непосредственно связанная с отметкой, все равно сохраняется. Кроме того, с первых дней обучения ребенок понимает зависимость своего положения в классе от отметки ("У нас в классе самый лучший - Алеша, у него уже пять звездочек и одна большая звезда") и превращает ее в предмет желания и стремления.

Но часто объективные причины (недостаточная готовность к школе слабое здоровье, плохое развитие моторики, дефекты речи) не позволяют достигнуть желаемого результата. Все это травмирует ребенка, создает комплекс неполноценности.

Родителям надо не концентрировать внимание ребенка на оценке, а ценить его желание учиться, его старание в работе.

Страницы: 1 2 


Дистанция
Каждая страна представляет собой застолбленную территорию с четко очерченными границами и пограничными войсками, охраняющими эту территорию. Внутри каждой страны имеется еще одно территориальное деление в виде областей, округов, краев, штатов или графств. Эти территории в дальнейшем делятся на еще меньшие, называемые городами, внутри ко ...

Укажите основные направления развития теоретического мышления учащихся в средних и старших классах школы.
По мере формирования теоретического мышления ребенок, подросток все больше научаются осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко все более глубокому ее опред ...

Признаки одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребе ...